В канун католического Рождества Юрий Темирканов дал свой последний в этом году концерт в Большом зале Филармонии. Концерт был посвящён музыке Сергея Прокофьева. Солистом выступил уникальный скрипач Вадим Репин.
Вообще, слушать Прокофьева в исполнении Темирканова со своим оркестром — удовольствие необычайное. Особенно после того, как послушаешь «заболтанные» и абы как сыгранные балеты и оперы Прокофьева у нас на театрах! А ведь можно, оказывается, сыграть не «пумц-тири-хрю-бамц-бамц», а пронзительно-возвышенное и кристально чистое произведение. Концерт открывал Вальс из оперы «Война и мир», рождающий буквально зримый образ нежной и юной Наташи Ростовой. В этой музыке, имеющей необыкновенно важное значение в драматургическом развитии оперы, Темирканов (чьё исполнение «Войны и мира», бесспорно, на сегодня остаётся лучшим как в России, так и за её пределами), как в волшебном кристалле, не только отразил прелесть первой любви, но и сфокусировал всю грядущую трагедию Наташи и Андрея.
Вообще, остаётся только согласиться с замечательным петербургским композитором Борисом Тищенко, который говорит, что в наши дни люди всё больше и больше «глохнут»: им достаточно видеть на афише знакомое имя, после чего они с удовлетворением хлопают в ладошки, совершенно порой не задумываясь о качестве услышанного, абсолютно не вслушиваясь в то, ради чего и приходят в концертные залы и театры: в музыку.
Совершенно не в «общем потоке» со многими коммерциализировавшимися музыкантами, для которых концерты и спектакли — это бизнес, а удовлетворение от работы зависит от количества комплиментов в пресс-релизах, а не от качества их выступлений, Юрий Темирканов и Вадим Репин — это прежде всего, фантастический дуэт подлинных музыкантов, понимающих друг друга с полуслова и «дышащих» в одном ритме.
Вадим Репин получил широкую известность ещё в очень нежном возрасте, а его международный успех пришёл, когда Репин стал самым молодым победителем престижного скрипичного конкурса имени королевы Елизаветы (Брюссель).
Однако Репин — счастливое исключение из тех «вундеркиндов», которые с годами теряют интерес прессы и широкой публики, оставаясь младенцами в своём музыкантском развитии, и стремятся путём публикации «скандальных» книжек и откровений в прессе вернуть себе внимание общества.
Репин — необыкновенно скромный (что, кстати, не мешает ему быть очень весёлым) человек и глубокий музыкант. Он никогда не кичится своей абсолютной свободой в преодолении технических сложностей и исполняет Второй концерт Прокофьева с такой умопомрачительной лёгкостью, что человек непосвящённый даже не поймёт, что перед ним — необычайный виртуоз. В отличие от многих музыкантов, акцентирующих в сочинениях Прокофьева архитектонику и конструктивные детали, скрипач на своей “Von Szerdahely” работы Гварнери как-то совершенно незатейливо и бережно «вынимает» из концерта его сокровенный музыкальный смысл. Только «незатейливость» эта, стоит повторить, достигается за счёт фантастической свободы владения инструментом.
Публика многократно вызывала скрипача на поклоны, но увы, бисировать Репин не стал.
Во втором отделении прозвучала сюита из балета «Золушка», в которой оркестр и его главный дирижёр просто музицировали и, как говорится, от души «оттягивались». Оркестр звучал со свойственными ему блеском и изяществом. А в финале Юрий Хатуевич, в отличие от Репина, порадовал публику великолепным «бисом»: Адажио из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Формально этот концерт не завершал «Площадь искусств» — однако, в отличие от концерта, открывшего фестиваль, стал ярчайшей его кульминацией.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру
Фото Владимира Постнова