Снегопады в Петербурге пока прекратились. Однако проблем они доставили столько, что разгребать и плавить снежные завалы предстоит едва ли не до весны. К этому прибавилась новая беда — сосульки, угрожающе свисающие с крыш домов и организаций, наледь на дорогах и тротуарах и сотни протечек в домах. Вот уж воистину Северная Венеция...
В Петербурге возмущенные заторами на дорогах исчисляются тысячами, а пострадавшие от последствий непогоды - сотнями. Более 525 человек получили травмы в результате падения на неубранных улицах и от отколовшихся сосулек. И в большинстве случаев это вина дворников и иных работников жилищной сферы, которые в результате реформ перестали подчиняться властям. Все они — сотрудники управляющих компаний или ТСЖ, которые в каждом доме определялись самостоятельно. Им платят деньги, за это они очищают крыши от снега, расчищают подходы к подъездам и внутридворовые территории, посыпают дорожки песком и ограждают граждан от падающих сосулек. По крайней мере, должны это делать. Результат налицо. Впереди — череда исковых заявлений. И это без учета того, что очистить от сосулек надо 10147 опасных зон (огорожена же, в лучшем случае, половина из них). Убирать тающие «мечи» не успевают, равно как и снег с кровель — в городе зафиксировано уже более 700 протечек.
«101 сантиметр осадков, выпавших с 18 декабря по сегодняшний день — это абсолютный рекорд для Петербурга. Такого 130 лет не было», - сетует жилищный комитет. «Только треть снега вывезено. Не хватает мощностей», - безрадостно признается глава ведомства Юрий Осипов.
Чиновники также не отрицают, что, например, для вывоза снега не хватает не только мощностей: все 32 снегохранилища и 5 плавильных площадок уже заняты. Поговаривают, что появился новый вид бизнеса: коммунальщики якобы договариваются со строительными компаниями и свозят снег на недострои.
Сметенный с улиц снег можно увидеть и в канале Грибоедова, и в акватории Невы, и в Фонтанке. Причем не только чистый снег. Руководитель петербургского отделения «Гринпис» Дмитрий Артамонов заявил «Фонтанке»: то, что скапливается сейчас на дорогах, содержит целый комплекс загрязняющих веществ, в том числе и токсичных (соль, выхлопы от автомобилей, нефтепродукты). При этом действующими санитарными нормами сброс снега с дорог в водоемы и на лед водных объектов запрещен. «На основании известных нам фактов сегодня мы направили заявление об административном правонарушении в петербургское управление Роспотребнадзора», - заявил Артамонов.
По словам эколога, вариант использования плавилен для снега с последующим очищением воды приемлем, но назвать его экологичным тоже нельзя — слишком много затрачивается энергии. Вместо этого Артамонов предложил бороться не с последствиями, а с источником загрязнения: необходимо, во-первых, исключить опасные реагенты из состава средств, которыми обрабатываются улицы, во-вторых, привести автомашины петербуржцев к экологическим нормам. Все это актуально и летом, когда токсичные вещества дождями напрямую смываются в ливневую канализацию и без очистки отправляются в ту же Неву.
Но сейчас не лето, а зима, и разговор идет как раз «за плавильни». Напомним, что город купил три канадские плавильные машины производительностью 60 кубометров воды в час по цене от 12 до 15 миллионов рублей за каждую. «Только расходует одна такая машина 340 литров топлива в мото-час», - сообщил «Фонтанке» руководитель ГУДП «ЦЕНТР» Валентин Копылов. Да и запускать их должны только в ближайшие дни, как выяснилось. Что делали дорогостоящие машины до сих пор и кто ответит за их приобретение, которое оказалось крайне не выгодным для города, прояснить пока не удалось. Наверное, этим должны поинтересоваться те, кто контролирует целевое расходование бюджетных средств. Стоило бы проконтролировать, насколько эффективно будет работать и новый чудо-аппарат, приобретенный в Швейцарии за 20 миллионов и широко рекламировавшийся по телевизору в новогодние дни.
КБДХ регулярно публиковал график уборки некоторых улиц в Санкт-Петербурге, но если сегодня проехать по ним, то на большинстве из них снег лишь сметён к обочине, а в районе остановок навалены огромные снежные кучи. Относительно расчищены лишь транзитные магистрали, но специфика передвижения в нашем городе такова, что машинам надо где-то будет парковаться, а все обочины и даже парковки завалены.
На сайте он-лайн мониторинга дорожной техники КБДХ в ночь с 7 на 8 января, когда прошёл последний сильный снегопад, корреспондент «Фонтанки» насчитал всего лишь 290 единиц техники. Около трети были с белым фоном, то есть рабочие органы машины не были приведены в действие, а лишь было включено зажигание. Часть техники не покидала свои базы, оставаясь на месте. По словам же представителей КБДХ, даже если учесть, что системой спутниковой навигации оборудовано 50% парка коммунальных машин, то тысяча единиц всё равно не набирается. При этом в остальные дни квадратиков, кружочков и треугольников больше не становилось. Подсчёт был произведён по всем районам с учётом Красного Села, Петергофа, Стрельны, Колпино, Сестрорецка, Пушкина и других городов-спутников. При этом площадь Санкт-Петербурга и подчинённых ему пригородов больше площади Москвы. Но в Москве работает 15 тысяч снегоуборочных машин, и люди видят их на улицах города.
Так чья вина в том, что город оказался в снежном плену? Безусловно, это просчёт городской администрации, которая после первого же снегопада должна была сформировать оперативный штаб и координировать действия всех ведомств: комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, ГИБДД, ДОДД, комитета по транспорту, комитета по транспортно-транзитной политике. Но этого сделано не было. И мы видим брошенные во втором ряду грузовики, которые до сих пор при наличии специальной техники не были эвакуированы и представляют собой не только помеху, но и опасность при движении в тёмное время суток. Даже если ГИБДД сомневается в мощности своих закупленных эвакуаторов (грузовиков на базе КамАЗа), то к этим работам можно было привлечь в оперативном порядке сервисные службы или машины компаний, специализирующихся на эвакуации грузовиков с прицепами. Опять же можно было мобилизовать инженерные войска, обладающие специальной строительной техникой, способной убирать город. Но всё это не было сделано, а сейчас время уже упущено.
Кроме того, в городе нарушился график вывоза бытового мусора. Мусоровозы не могут подъехать по забитым снегом дворам к контейнерным площадкам для бытовых отходов. Жители вынуждены складывать мусор рядом с наполненными контейнерами, а уже спустя сутки его засыпает снегом. Это грозит городу очень большими неприятностями весной, когда отходы начнут оттаивать и разлагаться.
Помимо мусоровозов огромные проблемы испытывают и сотрудники МЧС, которые иногда с большим трудом преодолевают заваленные снегом карманы и внутридворовые территории. Иногда последнюю сотню метров приходится преодолевать пешком из-за оставленных посредине дороги припаркованных машин. А в последнее время фиксируются случаи поджогов тех самых переполненных помоек.
Горожанам следует подготовиться к худшему, ведь до весны ещё два с половиной месяца. Кратковременные оттепели не спасут город, а только добавят хлопот, ведь все прилотковые зоны, где расположены дождевые стоки, завалены снегом. Талой воде будет попросту некуда деться с проезжей части и тротуаров. А при первом же морозе вода вновь застынет, но уже в виде равномерного катка.
Справка:
В 2008 году в бюджете КБДХ на уборку территорий было заложено 4,05 миллиарда рублей. В 2009 — 3,9 миллиарда. В 2010 году — 4,1. Причем эти средства идут как на летнюю, так и на зимнюю работу. Как пояснили в КБДХ, в неснежные зимы деньги шли на резервную закупку антигололедных материалов и техники. Но, как уже признавался «Фонтанке» директор ГУ "Центр комплексного благоустройства" Сергей Булах, в последние годы основные акценты делались на чистящую технику, а не на уборочно-вывозную.
По всем вопросам, связанным с уборкой города, петербуржцы могут обращаться в дежурную службу КБДХ по телефону 314-60-13 и в диспетчерскую Центра комплексного благоустройства – 412-40-46. Эти службы напрямую работают с уборочными предприятиями.
Александра Медведева, Владимир Федоров,
Фонтанка.ру