Это уже сложно назвать стечением обстоятельств или совпадением. Уже второй вестибюль метрополитена, открытый после капитального ремонта за последние полгода, вызывает вопросы. Напомним, что спустя два месяца после открытия станции метро «Гостиный двор» на своде наклонного хода обнаружились следы протечек. Тогда руководство метрополитена отметило, что в этом нет ничего страшного, ведь до ремонта течей были сотни, а после него осталось всего три-четыре. Что и почему произошло на этот раз на «Горьковской», разбиралась «Фонтанка».
Первые дни интенсивной работы, открытого меньше трёх недель назад вестибюля станции «Горьковская», выявили существенный недостаток в его конструкции. Архитекторы, похоже, делая свою работу наспех, поверхностно отнеслись к такому важному элементу вестибюля, как входные грязесборочные решётки. Нет, они есть в наличии и даже в два ряда, как это положено, вот только их размещение оказалось неправильным.
Пассажиры, проходя в вестибюль, не попадают на расположенные на входе решётки над ногоочистительными "приямками". По нормативам они должны быть расположены таким образом, чтобы пассажир сделал два-три шага по решёткам и, тем самым, очистил снег, воду и грязь с подошв своей обуви. На «Горьковской» немного просчитались. Устройства разнесены друг от друга, причём часть из них находится на улице, а часть после первых дверей вестибюля. Кроме того, решётки на «приямках» не сплошные, поскольку вестибюль имеет круглую форму и поэтому между смежными секциями остается нормальный ровный пол. Таким образом, пассажиры могут вообще пройти мимо них, или наступить лишь одной ногой.
Результатом этой, казалось бы небольшой, ошибки стало огромное количество воды от растаявшего снега внутри вестибюля. Ситуация многократно ухудшается из-за того, что мокрые полы из полированного гранита сразу превратились в каток. Только на глазах корреспондента за 10 минут упало два человека. На входе дежурит уборщица, которая, без перерыва, с помощью огромного скребка, пытается выгнать накопившуюся воду. Но это у неё получается с большим трудом, поскольку поток пассажиров в вечерний час пик слишком велик, а для входа открыты только четыре двери.
Владимир Фёдоров
Что тоже вызывает вопросы - ведь не прошло и месяца, как на новеньких дверях расширенной «Горьковской» появились надписи «Дверь закрыта». Помнится, что во время строительства, руководство метрополитена обещало: новый вестибюль, который построили взамен старого, будет удобнее и просторнее для пассажиров. В прошлом было четыре двери на вход и столько же на выход. При расширении вестибюля количество входных и выходных дверей увеличили в два раза. Однако, сегодня, как на выход, так и на вход открыто только по четыре двери. Стоило ли ради этого строить пресловутую «летучую тарелку»?
Кстати, грязно не только наверху перед эскалаторами, но и на платформах внизу. Всего за 17 дней эксплуатации новенький светло-серый пол платформ, который заменили в ходе реконструкции вестибюля, затоптали пассажиры. На платформах теперь не только мокрые следы, но и чёрные пятна - прямо напротив входа в двери вагона. С одной стороны от этого, конечно, стало очень удобно ориентироваться на платформе, но чисто эстетически - выглядит ужасно.
В свою очередь грязь, которую на своих подошвах будут проносить на платформы и в вагоны поездов, подсыхая, частичками пыли будет подниматься воздушными потоками и попадать в дыхательные пути пассажиров. В вагонах Московско-Петроградской линии уже стало намного грязнее.
Большое количество воды на станции опасно не только с эстетической точки зрения и из соображения удобств пассажиров. Повышенное попадание влаги, да ещё сдобренной антигололёдными реагентами, приведёт к ускоренной коррозии всех металлических деталей. От соляных ванн пострадают фундаменты турникетов и сами турникеты, на которые будут воздействовать солесодержащие пары. Также повышенная коррозия будет наблюдаться на элементах эскалаторов, которые, напомним, были отремонтированы в ходе перестройки вестибюля. Не добавит им здоровья и песок, который также будет попадать на трущиеся поверхности. Всё это приведёт к сокращению срока их службы и внеочередному закрытию на ремонт или даже к замене.
Прогнозировать воздействие соляных ванн на несущие конструкции достаточно сложно, но следует напомнить, что наклонный ход станции «Горьковская» выполнен из чугуна, который тоже подвержен коррозии, как и болтовые соединения, скрепляющие тюбинги. Сам новый вестибюль также выполнен из металлических конструкций. Куда уже успела просочиться солёная вода, остаётся только гадать.
Вполне возможно, что в скором времени метрополитен примет какие-то более действенные меры, чем постоянно дежурящая уборщица на входе. По идее, всем пассажирам нужно было бы надевать на ноги бахилы, или заставлять их вытирать ноги. Хотя, быть может, и придется истратить ещё немного бюджетных средств на переустройство входных ногоочистительных "приямков", чтобы защитить станцию от быстрого разрушения, а метрополитен от грязи.
Владимир Федоров, Фонтанка.ру