В Нижнем Новгороде были вынуждены испортить первоначальный вид жетона метрополитена, чтобы предотвратить их массовый отток в Санкт-Петербург.
Дело в том, что ещё на заре возникновения жетонов, когда гиперинфляция требовала постоянной перестройки контрольно-пропускных пунктов, для всех метрополитенов страны были изготовлены жетоны. Причём они были выполнены «под копирку», поскольку никто и подумать не мог, что стоимость проезда в разных городах будет существенно отличаться, сообщает корреспондент «Фонтанки».
В результате, жетоны самарского, нижегородского, московского и петербургского метро оказались почти одинаковыми. Причём самарский и нижегородский были полными близнецами, а в петербургском и московском жетоне отличался только аверс, на котором вместо второй буквы «М» были другие изображения и надписи. Впрочем, это не мешало быть жетонам взаимозаменяемым.
Проблема использования нижегородских жетонов появилась после возникновения значительной разницы в стоимости проезда. На сегодняшний день в Самаре металлические жетоны давно выведены из обращения и заменены пластиковыми с вживлённым в них чипом. В Нижнем Новгороде проезд до 1 января составлял 9 рублей, а в Петербурге – 18.
В «Петербургском метрополитене» были вынуждены даже повесить объявление, что жетоны нижегородского и самарского метрополитенов являются законным платёжным средством, поскольку отсортировать их можно было только вручную. Получить же в кассе нижегородский жетон стало делом вполне рядовым. Хотя на первых порах руководство «Петербургского метрополитена» заявляло, что «вылавливает» и отправляет нижегородские жетоны обратно.
28 декабря в метро Нижнего Новгорода началась реформа системы оплаты – во всех жетонах проделали отверстия, тем самым уменьшив их вес. Старые жетоны принимали до 15 января, в результате многие нижегородцы, которые по старой традиции запасались жетонами впрок (с 1 января проезд в нижегородском метро подорожал до 11 рублей) оказались наедине с мешочками, полными уже негодных монет.
На сегодняшний день уже многие метрополитены России и СНГ перешли на другие системы оплаты. В Москве вместо жетонов используются бесконтактные смарт-карты. А в самом современном метрополитене Казани используются смарт-жетоны, которые действительны только в течение дня покупки. «Петербургский метрополитен», несмотря на эксперименты с использованием багажных «смарт-жетонов», пока не собирается переходить на их использование. Отчасти это связано с тем, что до сих пор нет чёткой городской стратегии в отношении билетов на проезд, хотя работы по унификации проездного билета и интеграции систем оплаты наземного транспорта и метро ведутся уже давно.