Комитет по транспорту администрации Петербурга разослал по всем крупнейшим транспортным компаниям города письмо, в котором потребовал как от государственных, так и от частных перевозчиков, «обеспечить безусловное право бесплатного проезда» для блокадников 27 января. Тон письма весьма удивил руководителей компаний: во-первых, большинство из них и без того практикуют подобные акции. А во-вторых, вызывает сомнение право городских чиновников диктовать ценовую политику структурам, не находящимся в их подчинении.
Письмо за подписью заместителя председателя комитета Дмитрия Знаменского поступило в адрес 10 транспортных предприятий 25 января. Причём из них лишь 4 (метрополитен, «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс» и ГУ «Организатор перевозок») являются на 100% городской собственностью. Остальные 6 перевозчиков («Питеравто», «Третий парк», «ПТК», «Вест-сервис», «Такси-2» и «Барс») — сугубо частные предприятия.
В письме чиновник напоминает руководителям названных структур, что 27 января в Петербурге будут проводиться мероприятия, посвященные 66-й годовщине полного освобождения города от фашистской блокады. Но, несмотря на то, что постановление правительства «О мерах по обеспечению транспортного обслуживания населения в период празднования...» ещё не вышло (во всяком случае, в письме упоминается лишь о подготовке соответствующего документа), комитет по транспорту, видимо, решил сыграть на опережение и попросил (хотя, судя по стилю письма, скорее, приказал) "безусловно обеспечить" бесплатный проезд льготным категориям граждан в наземном городском транспорте общего пользования, в том числе и коммерческом.
Похвальная, в общем-то, инициатива чиновников всё же вызывает ряд вопросов. Прежде всего обращает на себя внимание то, что Смольный вовсе не обещает компенсировать убытки перевозчикам. Но в то же самое время обеспечивает себе хороший пиар: формально бесплатный проезд для блокадников организовали именно «слуги народа».
При этом документ вызвал, мягко говоря, недоумение руководителей автотранспортных предприятий. По их словам, дело вовсе не в содержании, но в форме послания. «Самое неприятное, что мы сами же с этим предложением вышли на Смольный несколько лет назад и регулярно без лишнего напоминания со стороны чиновников проводили подобные акции. Собирались сделать так же и в этот раз. Более того, мы только что провели собрание наших сотрудников, среди которых немало приезжих, где объяснили, что для нашего города означает эта дата. И вот после этого мы получаем письмо в таком приказном тоне. Причём позже нам дослали распоряжение губернатора, которое было куда более корректным. В нём лишь «рекомендовалось» возить блокадников бесплатно», - рассказал «Фонтанке» первый заместитель генерального директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов.
Точно такие же эмоции вызвал призыв профильного комитета и в ООО «Петербургская транспортная компания». «Нас, мягко говоря, удивил тон документа. Тем более, что мы и так перевозим блокадников бесплатно в такие даты», - подчеркнул генеральный директор компании-перевозчика Алексей Ивин. В «Питеравто» предпочли не комментировать стиль письма Дмитрия Знаменского, но также обратили внимание, что компания «традиционно предоставляет право бесплатного проезда блокадникам и ветеранам на коммерческих маршрутах в дни, связанные с блокадными датами».
Зато в ГУП «Петербургский метрополитен» отнеслись к письму без лишних эмоций, хотя кататься в подземке бесплатно ветераны до этого могли крайне редко. По крайней мере пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель смогла вспомнить лишь один случай подобной акции — в день Победы несколько лет назад. С другой стороны, по её словам, приказу губернатора ГУП просто не может не подчиниться, так что бесплатный проезд участникам ВОВ (вне зависимости от места проживания) в метро на один день будет обеспечен. Так же как и на трамвае, троллейбусе и автобусе.
Ну а петербургские таксисты не стали дожидаться приказа сверху и заранее объявили о посильной помощи ветеранам в день полного освобождения от блокады ещё неделю назад. Обладатели ветеранских удостоверений смогут бесплатно воспользоваться услугами «Официального такси Санкт-Петербурга» на вокзалах и в аэропорту.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"