Реклама

Сейчас

-15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-15˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -19

1 м/с, с-з

759мм

84%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Учиться по заветам Путина

773
ПоделитьсяПоделиться

Министерство образования и науки РФ определило перечень рекомендуемых и допущенных для использования в школах учебников. Так, в следующем учебном году новейшую историю школьники должны изучать по книгам, воспевающим успехи партии «Единая Россия» и ее лидеров вперемешку с завоеваниями социализма. Сами педагоги неоднозначно оценивают новый список.

В перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки для использования в общеобразовательных учебных заведениях, включено почти 1200 изданий. Еще двести считаются «допущенными». Все они прошли специальную экспертизу – использовать не признанные министерством учебники школы не вправе.

Ум, честь и совесть нашей эпохи

Современную историю школьникам старших классов рекомендовано изучать, в частности, по учебникам Олега Волобуева с соавторами. В преамбуле издатели признают наличие разных точек зрения на исторические события и разные оценки политических деятелей.

Однако в самих учебниках большинство фактов, особенно последнего десятилетия, изложены в безальтернативной форме. Например: «За время президентства Путина существенные успехи были достигнуты в экономическом развитии ... Вступление страны в новый, XXI век и новое тысячелетие ознаменовалось важными приобретениями и сдвигами. Они свидетельствуют о растущем стремлении общества к стабильности и усилении способности государства к воплощению своих планов в жизнь ... в сферу заботы государства попало сельское хозяйство ... активизировалась социальная политика ... В последние годы набирают темпы новые тенденции в духовной жизни России».

Описывая выборы главы государства 2008 года, авторы отмечают, что «Медведев разделяет программные взгляды Путина на задачи и пути развития России. Оба политических лидера ставят своей целью реализацию стратегии поступательного развития России до 2020 года, рассчитанной на достижение значительных результатов в экономике, науке, образовании и на повышение качества жизни граждан страны».

Школьникам предлагается самим дать ответы на вопросы, например: «Чем объясняется успех «Единой России» на парламентских выборах 2003 и 2007 годов?». Или: «Каких позитивных перемен удалось добиться «команде» В.В. Путина в период двух сроков его президентства?». Возможности негативной оценки политпросвещенным читателям учебников не предлагается.

Позиция авторов просматривается и в заголовках параграфов учебника – «От Российской республики Советов к СССР», «Пути большевистской модернизации». А на страницах можно увидеть знакомые советским школьникам иллюстрации: Ленин на броневике, штурм Зимнего, Ленин и Троцкий принимают парад на Красной площади, смерть комиссара, отступление деникинцев и т.д.
Описывая Октябрьскую революцию, Олег Волобуев пишет: «Поздно ночью начался штурм Зимнего. Сигналом к нему стал холостой выстрел из кормового орудия «Авроры». Если вопрос штурма (был он или нет) можно считать дискуссионным, то в том, что легендарный крейсер стрелял все же из носового орудия, ранее никто не сомневался.

Про Петербург забыли?

Практически все опрошенные журналистом «Фонтанки» преподаватели высказали те или иные претензии к новому перечню учебников. Так, по мнению учителя алгебры, математического анализа и математики Сергея Бурячко, возглавляющего Петербургскую классическую гимназию, список министерства очень беден для такой страны, как наша:

«Особенно, если сравнивать, например, с Германией, в которой выпускается невероятное количество пособий в каждой земле. Кроме того, министерство не выпускает списка недопущенных учебников. Время от времени приходят письма о том, что то или иное пособие не рекомендовано. Но мы на список министерства не ориентируемся, если нужно – пишем свои учебники.

В федеральном списке неплохой выбор учебников по математике, сейчас появилось много хороших пособий. Но многие учителя математики говорят, что в последние годы пошла тенденция к упрощению этого важного для умственного развития ребенка предмета. И если раньше абитуриентам не нужны были репетиторы для того, чтобы поступить в специализированные вузы, то сейчас приходится заниматься дополнительно», – отмечает Сергей Бурячко.

Иная позиция у директора школы № 356 Надежды Хондожко: «Нам есть из чего выбирать. Может быть, не нужно так много учебников? Ведь когда ребенок переходит из школы в школу, то ему приходится приспосабливаться к новой программе. Сейчас много учебников, которые интересно оформлены, с ними интересно работать и детям и учителям. Пока не было случаев, что мы выбирали учебник, и он оказывался плохим. Однако случалось, что учитель работает с хорошим учебником, но когда автор умирает, его вычеркивают из списка», – заявила она корреспонденту «Фонтанки».

По мнению директора школы № 238 Татьяны Ермиловой, в списке рекомендованных Министерством образования учебников «есть, из чего выбрать, и этот выбор оправдан». Но есть проблема и с преемственностью: «Выбирая тот или иной учебник, мы должны быть уверены, что линия не потеряется и нигде не прервется. Ведь учитель может уйти, а новый может выбрать другую программу. В таких ситуациях мы, конечно, следуем интересам детей».

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, директор школы № 473 Валентина Ситникова оказалась недовольна тем, что министерские чиновники не учли местный компонент: «Так, в федеральный перечень не включена история Петербурга, хотя в прошлом году специализированный учебник был. Но, возможно, список будет еще меняться».

«Есть проблемы с учебниками по иностранным языкам, – считает Ольга Нужнова, заместитель директора по иностранным языкам школы № 318. – Например, нет пособий по итальянскому языку, нам приходится писать их самостоятельно. Второй язык, как правило, изучается по рекомендованным министерством книгам. В целом же, в специализированных школах педагоги используют иностранные учебники, но работают по ним факультативно».

«Сейчас предлагаются разные учебники, но большинство школ работает по классическим методическим пособиям, уже хорошо отлаженной и не устаревшей схеме, – заявила корреспонденту «Фонтанки» учитель географии школы № 266 Елена Абрамова. – В перспективе нам, конечно, придется перейти на современные пособия. Пока с новыми авторами работают лишь некоторые школы, в качестве апробации. Учителя говорят, что эти учебники очень упрощены, похожи на глянцевые журналы. Возникает дисбаланс между ними и большими требованиями во время сдачи ЕГЭ».

В школе № 472 довольны пособиями для начальных классов: «В принципе, нас все устраивает. Например, программа по математике: по сравнению с другими учебниками, она нормальная, развивает логику мышления. Правда, когда дети переходят к нам из других школ, возникают проблемы – им приходится нагонять материал».

«Меня устраивают старые, стабильные учебники, – говорит учитель русского языка и литературы школы № 433. - В них много материала для работы. В новых учебниках все время идет перекос: больший уклон делается на развитие речи, устной и письменной. Считается, что грамотно писать необязательно – все сможет исправить компьютер. А по литературе сейчас учебники очень сложные, с уклоном в литературоведение. Детям достаточно трудно их освоить».

А судьи кто?

Основным условием включения учебника в федеральный список является заключение экспертизы. Издания по истории, в частности, проверяются специалистами Российской академии наук и Российской академии образования.

Задача экспертизы – оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения. Еще один критерий оценки – соответствие содержания учебника «современным научным представлениям».

Федеральный закон гарантирует «свободу и плюрализм в образовании», но оценка политического нейтралитета в задачи эксперта не входит.

Любопытно, что в прошлом году одиннадцатиклассник Арсений Петроченко оспорил в Верховном суде России законность включения в федеральный список учебника по английскому языку под редакцией профессора Валерия Кузовлева. По утверждению заявителя, такой учебник «нарушает его право на получение качественного образования по предмету «Английский язык», не соответствует принципам государственной политики в области образования и установленным образовательным стандартам».

Причиной недовольства послужила рубрикация учебника – главы посвящены семье, межличностным отношениям, проблемам секса, абортов и др. По мнению мамы ученика, такая книга «формирует у подростков негативное отношение к семье и влияет на психику подростков. В этом учебнике семья рассматривается как сфера конфликтов. А подростки - как отдельная категория, которая должна протестовать против родителей и общества. В учебнике масса примеров негатива: от проблем безработных до фотографий сатанистов и уголовников». Заявитель оказался также недоволен одной из глав, которая посвящена различным субкультурам, популярным на Западе (готы, металлисты, панки и др.).

Однако судья Валентина Емышева отказалась от оценки качества учебника. Установив, что перечень был утвержден Минобрнауки в пределах предоставленных ему полномочий, и учебник получил положительное заключение экспертов академий, она отказала в удовлетворении жалобы школьника.

Мария Цыганкова, Павел Нетупский

"Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close