Неделя целиком заполнена современным отечественным искусством, и центральные фигуры арт-событий необыкновенные. Индийский дипломат, жена патриарха нонконформизма и даже 13-летний последователь Поллока. Визуальных впечатлений хватит на всю неделю.
Планета в квадрате
В Музее сновидений Фрейда можно посмотреть выставку Абхая Кумара «Новые символы нового тысячелетия». Индийский консул в Петербурге за два года настолько пропитался интеллектуальной атмосферой города, что взялся за искусство: выпустил ряд книг прозы и поэзии, стал собирать художественную коллекцию, начал рисовать – сперва на конфетных коробках, теперь на холстах. Его живопись отсылает к русскому авангарду начала ХХ века – геометрии Малевича и «цветному зрению» Матюшина, только квадраты и манекены Кумара не претендуют на глобальные смыслы, а откровенно радуются жизни: активно почкуются, примеряют разноцветные одежки, гладкости предпочитают ярко выраженную рукотворность. Цвета по-индийски насыщенные, каждый можно прочесть как символ: например, синий – Земля, черный, коричневый, белый, желтый – расы. Кумар считает, что создает средство коммуникации в планетарном масштабе, – вполне авангардистский оптимизм.
Жены и дети
Галерея «Борей» открывает две выставки: Тамары Крехиной и Андрея Вознесенского. Крехина – жена Владлена Гаврильчика, знаменитого мастера армейско-флотского примитивизма, - под его влиянием начала рисовать в 1975 году, в основном – его же портреты, реже – свои и семейные. Как и самоучка Гаврильчик, Крехина прекрасно имитирует «суровый стиль» 1960-х годов: вроде те же герои советской действительности, в тех же свитерах и бородах, но лица без печати борьбы за светлое будущее. Экспозиция уютная и домашняя, немного не хватает искрометного абсурдизма стихов самого Гаврильчика, которыми он обычно сопровождает свои работы.
А художнику Андрею Вознесенскому – 13 лет, три года назад вместо школярского рисования традиционных натюрмортов и Петра I на фоне «Медного всадника» он занялся сразу импрессионизмом и постимпрессионизмом, потом пошли абстракция и сюрреализм. Теперь он разбрызгивает краску по бумаге, подражая Поллоку, и проводит полосы в стиле Ротко. Любопытно посмотреть на его сегодняшние эксперименты и подождать несколько лет – Поллок-то и у гастарбайтеров из проекта «Таджикс-арт» хорошо получается.
Комментарии к Чехову
29 января исполняется 150 лет со дня рождения Антона Чехова, и в честь юбилея в Доме актера (Невский, 86) при участии издательства «Вита Нова» открывается выставка театральных работ сценографа Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ с 1972 года и по сей день.
В Чехове видели певца русской интеллигенции, расширяя ее до советской, и чеховские работы Кочергина полны характерной экзистенциальной тоски, которую он облекает в утонченные формулы. Тонкие обрубленные стволы деревьев в «Трех сестрах» указывают на невозможность земного рая, разнотипные зеркала в «Вишневом саде» создают образ мистического храма, – изысканные символы легко считываются в эскизах к декорациям и костюмам спектаклей Большого и Малого драматических театров, ряда театров России и Европы. Эти работы Кочергина любят не только за удачное совпадение с чеховским стилем, но и за особое петербургское настроение – этакую благородную хандру.
Экологически чистый пейзаж
30 января Музей современных искусств СПбГУ, новая выставочная площадка, открывшаяся в здании «Дягилев-центра» (Лейтенанта Шмидта, 11), представляет проект Александра Подобеда «Почти как люди». Убежденный постмодернист, мастер рефлексий по поводу Джотто и Ван Гога, Малевича и Кифера , яркий участник многочисленных выставок, фестивалей, перформансов и акций, Подобед на этот раз выбрал экологическую тему. Чайки – то ли символ свободы, то ли галдящий базар, ходят на двух ногах, разговаривают и хохочут дьявольским смехом. Легкие пространственные объекты позволяют создать ощущение пейзажа, в который входят зрители, – чайки и люди равны, как равно всё живое на земле. А художник, кажется, смотрит сверху – не случайно он с детства мечтал быть то космонавтом, то самолетом.
Сон на пленке
С 31 января петербургский лофт «Этажи» представляет проект московского художника Евгения Шамана «My.sTories» в галерее под открытым небом Fotowall Svetosila. Эта выставочная площадка имеет репутацию места, где может развернуться любой фотохудожник, особенно если его не привлекают классические жанры, а хочется экспериментов, визуальных шуток и провокаций.
Вот и проект Шамана нацелен на создание лабиринта переживаний, где нет ничего реального, но зато виртуальные образы полны нешуточной витальной силы.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»