Эксперты предлагают Смольному ввести налоги на «книжный фастфуд». По их мнению, выбор петербургских читателей в пользу изданий, включающих в себя дешевые детективы, варианты всевозможных гаданий и рецепты коктейлей, приводит к формированию "личности с невысоким потенциалом критического мышления, низким эмоциональным интеллектом, не способным на принятие адекватных решений". Низкопробная литература должна стать дороже, считают они.
К такому выводу пришли специалисты Северо-Западного института печати СПГУТД, которые 28-го января презентовали журналистам исследование текущего состояния книжной отрасли Петербурга, проведенного по заказу городских чиновников. Их исследование показало, что петербургский читатель зачастую сознательно выбирает книги с примитивной сюжетной линией, не требующей интеллектуальных и эмоциональных затрат. А зачастую горожане и вовсе предпочитают «жвачку» в виде телевизионных сериалов и социальных шоу.
Авторы доклада считают необходимым уменьшить преобладание низкопробной литературы в местах торговли и предлагают повысить на неё ставки налогообложения.
Проблема не в том, что плохая литература дешева, а в том, что серьезная не по карману среднему читателю, считает публицист и критик Виктор Топоров. "Книжка Дарьи Донцовой стоит всего 80 рублей. Это более дешевое развлечение, нежели поход в кино или хотя бы DVD. В то же время, книга, требующая погружения в чужой творческий мир, анализа, обходится в несколько сот рублей", - отметил он в разговоре с корреспондентом «Фонтанки».
Кстати, несмотря на то, что в кошельках у россиян не густо, по данным исследования Института печати, в среднем петербуржцы прочитали за 10 месяцев 2009 года 35 книг. Правда, 37% населения все же проигнорировало художественную литературу. Среднестатистический петербуржец уделяет чтению семь с половиной часов в неделю и тратит на приобретение книги около 200 рублей в месяц. А в лидеры читательской гонки вырвались домохозяйки, посвящающие любимому занятию не менее девяти часов в неделю. Меньше всего читают руководители и предприниматели, которые тратят на чтение всего 4 часа.
Старая добрая книга по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в подарочной отрасли. В качестве презента книгу вручают и получают почти 80% горожан. Специалисты также отмечают любовь петербургских читателей к книгам в твердом переплете. Их выбирает 57% потребителей. Аудиокниги жители культурной столицы пока не жалуют. Их слушают всего 4%. Несмотря на всеобщую "интернетизацию", электронный формат изданий также не вызывает особых восторгов. Ему отдает предпочтение всего 15% респондентов, а объем рынка электронных изданий и вовсе составляет 1% от общих продаж на книжном рынке России. Тут проблема состоит в том, что, по словам директора Института печати Натальи Лезуновой, читатель далеко не всегда имеет возможность легально приобрести электронную версию интересующей его книги. К тому же в последние пять лет в Петербурге объем товарооборота "электронки" практически не растет и оценивается экспертами примерно в 300 млн рублей в год. Отметим, согласно данным Института печати, годовой объем продаж аудиокниг в Петербурге составляет примерно 45-60 млн рублей.
Весьма недемократичные цены на серьезную литературу в наших книжных магазинах исследователи связывают с дороговизной мелованной бумаги, которая в России на 20, а то и на 25% дороже, чем в Европе и странах постсоветского пространства. "Поскольку доля затрат на бумагу достигает 70% себестоимости печатных изданий, то и цены на полиграфические услуги в России намного выше, чем у зарубежных партнеров", - объясняет Наталья Лезунова.
А вот по мнению Виктора Топорова, цена, в первую очередь, зависит от тиража. "Книги таких монополистов, как "АСТ" и "Эксмо", дешевле в 2-3 раза остальных именно потому, что у них огромные тиражи. Стоимость их продукции варьируется от 150 до 200 рублей. Больше тираж, меньше себестоимость - меньше отпускная цена", - поделился формулой успеха публицист. "К тому же у монополистов есть выходы на своих распространителей по всей России. Свои магазины. В то время как маленькие издания автоматически попадают в порочный круг. Например, издательство выпускает книгу тиражом в 5 тысяч экземпляров, себестоимость которой составляет 150 рублей. Реализуют ее по 400 рублей за штуку. Распродают лишь 2 тысячи экземпляров. Терпят убытки. А рядом с ними, может быть, монополист, который выпускает 20 тысяч экземпляров, себестоимость которых всего 70 рублей, реализуют по 150 рублей. В этом случае ни о каких убытках говорить не приходится. Некоторые маленькие издательства пытаются лечь под большие, чтобы те брали на себя распространение, но впоследствии монополисты начинают диктовать тематический репертуар. Остальные - начинают публиковать грантовую литературу или книги, оплачиваемые автором, что фактически ставит их в один ряд с обычными типографиями и лишает статуса издательства", - рассказал Топоров.
Немалый вклад в цену книги вносят и накрутки книжных сетей. Достаточно сравнить цифры в городских магазинах, и, например, на книжной ярмарке в ДК Крупской. Иногда в книжном придется заплатить в два раза больше. Впрочем, сами книжные сети не считают свои цены слишком большими.
"Стоимость книги складывается из отпускной цены издательства и наценки розничной сети, которая составляет 30-100%. В наценку розничной сети входят расходы на аренду, налоги, зарплата сотрудников, затраты на развитие сети и прочего. Далее действуют обычная экономическая закономерность: если товар покупают часто и в большом количестве, то торговая наценка будет ниже, если редко и мало, то и наценка будет выше. Сравните стоимость продуктов питания со стоимостью товаров не первой необходимости и прикиньте, сколько книг в год покупает средний петербуржец, тогда и будет понятно, почему книги не так дешевы, как нам бы всем хотелось. Оборачиваемость книжной продукции невысока, а ассортимент необходимо держать большой, отсюда большие площади магазинов и высокая арендная плата, у книжной розницы ведь нет никаких льгот", - заявил «Фонтанке» коммерческий директор сети магазинов "Буквоед" Сергей Луканин.
На сегодняшний день в Петербурге функционирует порядка 10 книготорговых сетей. Специалисты отмечают, что для современного книжного рынка России характерно создание многопрофильных объединений, в которых сочетаются издательская, полиграфическая и книготорговая деятельность. В качестве примера исследователи приводят работу небезызвестной фирмы "Эксмо", которая помимо всего прочего в 2007 году приобрела контрольный пакет акций подразделения аудиокниг компании "Сидиком" и, таким образом, вышла на рынок аудиокниги.
Исследователи также подсчитали, что один книжный магазин приходится приблизительно на 20 тысяч жителей Северной столицы. По этому показателю Петербург значительно уступает соседней Финляндии, где одна торговая точка обслуживает всего 7 тысяч человек. Отметим также, что рентабельность розничных книжных магазинов в нашем городе варьируется в пределах 3-8%.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"
Поделиться