Очередную, пятую по счету, попытку провести референдум по строительству «Охта центра» предприняли петербургские оппозиционеры. На этот раз горожанам предлагается ответить только на один вопрос: «Согласны ли вы с тем, что высота зданий и сооружений на территории, ограниченной рекой Нева, рекой Охта и проездом, соединяющим Большеохтинский мост и Комаровский мост, не может быть больше 100 метров». Спикер ЗакС Вадим Тюльпанов, комментируя журналистам очередную инициативу оппозиции, уже назвал ее «мертвой».
В среду, 3 февраля, инициативная группа подала ходатайство в ГИК. Надо отметить, что сами оппозиционеры сомневаются в результативности своих действий, однако полагают, что если им вновь откажут, будет очевидно, что референдумы гражданам вообще проводить нельзя.
Под обращением на этот раз стоят подписи 33 человек. Как пояснили оппозиционеры, после прошлой попытки им пришлось формировать инициативную группу заново. К ней присоединился один человек, не относящийся к какой-либо партии, Наталья Ратушевич. Инициативную группу снова возглавил лидер петербургских «яблочников» Максим Резник, пообещавший еще в декабре, что активисты от своего начинания не откажутся. Кроме Резника в неё входят Борис Вишневский, эсер Алексей Ковалев, координатор Движения гражданских инициатив Евгений Козлов, коммунист КПРФ Сергей Малков и другие.
Максим Резник подчеркнул, что в этот раз оппозиционеры постарались учесть все замечания юридического управления ЗакСа и поставить вопрос максимально просто (в юруправлении говорили, что непонятно, о каком именно историческом облике беспокоятся инициаторы референдума, и предсказывали «неопределенность правовых последствий» в случае, если граждане положительно ответят на их вопросы).
Спикер городского парламента Вадим Тюльпанов, выступая 3-го февраля перед журналистами, уже назвал очередную попытку оппозиционеров «мертвой» и пояснил, что свой отказ рассматривать вопрос о референдуме депутаты базируют на том факте, что «Газпром» уже вложил в проект 7 миллиардов. Если петербуржцы в ходе опроса ответят отрицательно, то деньги придется возвращать, уверен он. Поэтому тему о волеизъявлении народа надо рассматривать одновременно с вопросом о корректировках бюджета. А корректировать его не планируется.
Правда, глава комитета по законодательству Виталий Милонов отметил, что ЗакС не принципиально против референдума - проблема лишь в формулировках. Оппозиционеры четко сформулировать вопрос до сих пор не могли.
Слова Тюльпанова о 7-ми миллиардах вызывают удивление у Бориса Вишневского. «Это неверная трактовка, так как у инвестора нет разрешения на строительство. Так что все, что инвестор вкладывает, это его собственный риск и собственная ответственность», - считает он.
Отметим, что и в самом ОДЦ «Охта» считают, что референдум мог бы быть полезен и расставил бы«точки над и». «Компания, как и прежде, поддерживает идею проведения общегородского референдума по вопросу возможности строительства в Красногвардейском районе общественно-делового района "Охта центр". Если такое решение будет принято, и вопросы, предложенные инициаторами референдума, будут признаны соответствующими законодательству, - петербуржцы смогут выразить свое отношение к проекту. Мы считаем, что, располагая объективной и достоверной информацией, большинство горожан поддержит идею строительства вне исторического центра города нового района, где будут расположены не только высотная доминанта, но и современные спортивные комплексы, музеи, концертные залы и другие объекты социальной инфраструктуры, доступные всем петербуржцам и гостям города», - заявили «Фонтанке» в пресс-службе инвестора.
Напомним и то, что первая попытка проведения референдума была предпринята в декабре 2006 года. Но зарегистрировать инициативную группу не удалось – у троих из 29 активистов нашли неточности в указании данных. «Яблоку» отказали. Тогда инициаторы решили данные исправить и снова принести документы в Горизбирком. Но и вторая попытка провалилась. На 40 минут раньше в комиссию пришла другая инициативная группа с таким же запросом на проведение референдума – неких молодых людей, возглавляемых Павлом Штреком, который имел непосредственное отношение к «Молодой гвардии» «Единой России». В январе 2007 года Горизбирком направил ходатайства обеих групп в Законодательное собрание Петербурга. Но комитет по законодательству ЗакСа вернул документы обратно. Третья попытка была предпринята в апреле 2007 года, но после прохождения процедуры в ГИК в ЗакСе документы затерялись. Четвертый запрос инициативная группа, возглавляемая Резником, направила в Горизбирком 24 ноября. В этом документе было предложено задать петербуржцам два вопроса.
У Горизбиркома вопросов к инициативе не возникло — он направил документы на рассмотрение в ЗакС, в кулуарах которого оппозиционерам однозначно намекнули: референдума не будет. В итоге 23 декабря на внеочередном заседании парламента депутаты 29 голосами «за» при 2 "против" и 13 "воздержавшихся" инициативу отклонили. Один из членов инициативной группы - Борис Вишневский - сообщал тогда о планах оппозиции обжаловать это решение ЗакСа в суде, чего, однако, не произошло.
Вместо этого Максим Резник обратился в Уставный суд с просьбой признать не соответствующим уставу города постановление правительства Петербурга, по которому «Охта центру» разрешено отклонение от допустимой высоты, а также городские законы об основах регулирования градостроительной деятельности, организации и проведении общественных слушаний. Но 26 января суд в рассмотрении запроса отказал, мотивировав это тем, что в его компетенцию не входит рассмотрение постановлений, не являющихся нормативно-правовыми актами. А постановление правительства, разрешающее "Охта центру" высоту в 403 метра, по мнению суда, таким актом как раз и не является, потому что содержит правовые предписания "индивидуального характера". Тем временем рассмотрение претензий оппозиционеров проходит и в городских судах, но пока все решения принимаются не в их пользу.
Светлана Коваленко, «Фонтанка.ру»