Во вторник, 9 февраля в опере «Сельская честь» на сцене Михайловского театра впервые в России выступил бразильский тенор Тьяго Аранкам, имеющий международный статус восходящей звезды.
Певец с ярким тенором lirico spinto прекрасного тембра и хорошей вокальной школой, очень музыкальный, он не обманул ожидания меломанов: его дебют (не только в Санкт-Петербурге и в России, но и собственно в партии Туридду) прошёл весьма и весьма достойно. Конечно, в свои 27 лет Тьяго Аранкам ещё немного скован в актёрском плане – но при этом его сценическое мастерство не уступает драматическим навыкам многих наших оперных «зубров». Кстати, согласно старинному сицилийскому обычаю, вызывая Альфио на поединок, Туридду кусает его за ухо – вот этот момент Тьяго исполнил просто блестяще. Так или иначе, среди штатных теноров как Михайловского, так и Мариинского театра певцов такого уровня – в первую очередь, по прекрасному балансу между хорошей вокальной выучкой и тем, что дала тенору щедрая природа, – просто нет.
Правда, как высоко взойдёт его звезда, и как долго она будет сиять, пока неизвестно: Аранкам сразу же «взял быка за рога», сконцентрировавшись сугубо на драматическом репертуаре. Ангажементы молодого певца пока ещё можно сосчитать по пальцам, но поёт он исключительно Каварадосси, Сирано («Сирано де Бержерак» Альфано), Хозе, Маурицио, Пинкертона и даже Радамеса и Калафа – а на таком «крепком» репертуаре, как известно, «ломались» очень многие певцы, начиная с Каррераса и Риччарелли и заканчивая теми, кто так и не успел «засветиться» на интернациональной сцене.
Однако надо надеяться, что Аранкама ждёт менее печальная судьба: во-первых, поёт он аккуратно - то есть, не «орёт» и голос не форсирует. А во-вторых, подобно певцам XVIII-XIX веков, он никогда не расстаётся со своим вокальным педагогом: маэстро Винченцо Манно сопровождает молодого тенора на всех гастролях – даже в далёкой морозной России. Нам же остаётся только радоваться, что мы услышали «живьём» и увидели в деле лауреата трёх премий конкурса Пласидо Доминго «Operalia» 2008 года: второго приза в оперной номинации, первого – за исполнение сарсуэлы (испанский музыкально-драматический жанр, сочетающий вокал, разговорные диалоги и танцы, близкий к оперетте), и приза зрительских симпатий.
Выступление зарубежного солиста – это всегда событие, которое в большей или меньшей степени оживляет наш оперный мир. Но автору этих строк гораздо более важным представляется то обстоятельство, что «Сельская честь» 9 февраля буквально сломала привычную практику наших музыкальных театров. Я имею в виду ту обычную практику, когда вся труппа дружно «напрягается на шедевр», в свете внимания меломанов, городского начальства и СМИ проходит два-три премьерных спектакля… и всё: постановка «забалтывается», как будто переходя в разряд «непрестижных» и никому не нужных, рядовых спектаклей текущего репертуара (хотя ещё как минимум год на афишах будет значиться: «премьера!»).
Так вот, нынешняя «Сельская честь» прошла на несравненно более высоком уровне, чем премьерные спектакли два года назад. Во-первых, был равноценный (и полноценный) состав солистов – и кроме Тьяго Аранкама, здесь обязательно надо отметить корифеев оперной труппы Михайловского: Альфио блестяще спел Николай Копылов, создав могучий и зловещий образ брутального пейзанина. Кстати, известное ариозо «Il cavallo scalpita» артист исполнил так мощно, с таким зловещим напором, что невольно вспомнились слова Бориса Гребенщикова: «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица Земли? Её нет, нет, нет…».
Эти же слова можно отнести и к Нине Романовой, органично и трогательно прожившей на сцене роль Мамы Лючии – актриса спела партию превосходно, наполненным и «мясистым» голосом. И, безусловно, хороша была приглашённая из Киева сопрано Людмила Монастырская в партии Сантуццы. Того, что называется хорошей школой или вокальной техникой, в её пении (как и у подавляющего большинства украинских певцов с богатым и объёмным от природы голосом) не более 20-25 процентов – однако, повторюсь, богатая природа и доброе здоровье позволяют ей так мощно «отоваривать» своим звуком непростой по акустике зал Михайловского, что ни плотные тутти оркестра, ни хор вообще не создают певице поводов для беспокойства. Г-жу Монастырскую, вне всякого сомнения, следует если не «переманить» в Михайловский, то хотя бы приглашать как можно чаще.
Большой прогресс сделал хор: конечно, пение коллектива ещё далеко от совершенства, но – слава Богу! – уже не менее далеко от той «уголовщины», которая царила на премьере два года назад. С прекрасным балансом и настоящим веристским драйвом играл оркестр под управлением Петера Феранеца.
Подытоживая, хочется ещё раз подчеркнуть, что по абсолютно равноценному составу солистов, уравновешенности всех музыкальных составляющих спектакля, по взаимодействию и балансу в направлении «сцена – яма» этот спектакль на сегодня стал лучшим в сезоне – и именно тенденция к подъёму уровня всех спектаклей репертуара, а не только премьерных, позволяет говорить о качественном росте оперной труппы Михайловского. Кстати, и до очередной оперной премьеры в Михайловском – «Иудейки» Жака Франсуа Галеви - остаётся меньше десяти дней.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру