В судах Петербурга находятся в стадии рассмотрения или уже вынесены решения по 20 делам, так или иначе связанным с «Охта центром». Изучение личностей истцов привело к неожиданному выводу. Главными противниками строительства в Петербурге газпромовского проекта являются вовсе не оппозиционные партии и общественные организации, такие как «Живой город» или «Охтинская дуга», а одна-единственная скромная петербургская семья Ольги Андроновой.
Шоком для Андроновой, заместителя гендиректора компьютерной компании «Эврика» по науке и, по совместительству, редактора журнала «Компьютер-информ» (этот журнал до недавних пор повествовал о достижениях городских компьютерных фирм, теперь же еще одной его излюбленной темой стала борьба с «Охта центром» - ей посвящаются чуть ли не все последние колонки редактора), судя по всему, стали последние общественные слушания по проекту.
Во-первых, Ольга Андронова не смогла в полной мере получить информацию. Судя по её искам, мешали ей осуществить это право те, кто выдворял из зала активных оппозиционеров. Во-вторых, в администрации района у неё, якобы, отказались принять замечания по этим общественным слушаниям.
Из рассказов свидетелей по процессу Андроновой против администрации Красногвардейского района получается следующая картина – в администрацию приехал курьер компании «Эврика», который привез подготовленный сотрудниками компании список замечаний и подписи под ними 70-ти работников «Эврики». Они захотели пожаловаться на то, как неправильно были организованы слушания в гостинице «Карелия» (этот порыв становится более объясним, если отметить, что гендиректором компьютерной компании является муж Ольги Андроновой – Алексей Николаев).
Однако, как утверждают сотрудники администрации, доверенность была оформлена неправильно. А после скандальных слушаний наблюдался большой поток подобных поддельных писем, авторы которых были не в курсе, что стали их подписантами. Потому курьеру было отказано. Приехавшая в компании мужа, сына и еще нескольких представителей «Эврики» Андронова якобы устроила скандал, в ходе которого работникам администрации пришлось даже вызывать милицию.
После чего Ольга Андронова подала два иска в районный суд – о признании незаконными слушаний, и о признании незаконными действий администрации. И районный, и городской суды уже отказали ей в удовлетворении требований по ним. Однако два аналогичных иска уже подал сын Ольги Андроновой Алексей (любопытно, что в качестве свидетеля по первому делу выступает первый муж Андроновой, отец Алексея – Виктор Андронов, а по другому две его сводные сестры – Мария и Екатерина Николаевы – все трое также сотрудники «Эврики»). Сводная сестра Алексея, Екатерина Николаева, также подала совершенно аналогичный иск. И, наконец, еще два идентичных по сути иска подал нынешний муж Андроновой, гендиректор «Эврики», Алексей Николаев. И это еще не все инициированные семьей Андроновых-Николаевых судебные процессы. Последней акцией стала подача заявления в Конституционный суд.
Обо всех родственных связях авторы исков и свидетели честно рассказывали в ходе судов. Надо отметить, что выиграть ни одного дела им пока не удалось. Как отмечают эксперты, вся эта борьба с «Охта центром» и администрацией Красногвардейского района должна уже была обойтись авторам исков в немалую копеечку.
В ходе судебных процессов их представляли 4 адвоката. Истцы не стали использовать «своего» юриста (работающую в «Эврике» дочь Ольги Андроновой Екатерину Николаеву). Самый дешевый правовед, как сообщили «Фонтанке» эксперты, может взять около 10 000 рублей за первую инстанцию. Однако в группе юридической поддержки был и заведующий адвокатской консультации адвокат Кузьмин – расценки у таких специалистов могут быть существенно выше - ближе к сумме в 50 000 рублей. Порядка 30 тысяч стоит на юридическом рынке фоноскопическая экспертиза, которую представляли истцы. Еще в районе 10–20 тысяч за каждую представленную ими экспертизу. В итоге, говорят эксперты, истцами должно быть потрачено на суды уже порядка полумиллиона рублей.
Возможно, впрочем, что для адвокатов и специалистов это такая же «социальная миссия» как и для сотрудников «Эврики». Однако, наблюдатели этих процессов склоняются к другим объяснениям. Чуть ли не половину своих комментариев для прессы Ольга Андронова посвящает очень плохому качеству выполненной компанией «ИТР» 3D-модели визуального воздействия небоскреба «Охта центра» на городские ландшафты. Подтверждает эту мысль она экспертизой, сделанной сотрудниками все той же «Эврики». У «ИТР», якобы, нет нужных лицензий, а вот у «Эврики» они есть, периодически пишут СМИ со ссылкой на истицу.
Дело в том, что не так давно компания «Эврика», начинавшая свою деятельность со сборки компьютеров, стала предлагать и услуги по созданию и использованию трехмерных моделей местности и объектов на основе данных лазерного сканирования. То есть, в данный момент фирма Ольги Андроновой и Алексея Николаева, в которой трудятся и все остальные принявшие участие в судах члены семьи, является прямым конкурентом «ИТР» на рынке 3д-моделирования ландшафтов. Возможно, полученная известность и нанесенный по конкуренту удар и стоит потраченных сил и денег.
PS: «Фонтанка» обратилась за комментариями к самой Ольге Андроновой, но ответов от неё пока получить не смогла. Она заявила, что будет отвечать нам «по закону о СМИ, в течение 30 дней».
Сергей Егоров, «Фонтанка.ру»