Мариинский театр вновь предлагает «долгоиграющие» оперные марафоны по пять часов; Михайловский закрыт – но не на ремонт, а на выпуск оперной премьеры, ожидаемой всем музыкальным сообществом "Иудейки". А в камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» закончилась «Неделя спектаклей Юрия Александрова», посвящённая юбилею главного режиссёра и директора театра, и теперь там будут идти… опять-таки спектакли Юрия Александрова, поскольку спектаклей других режиссёров там никогда не водилось.
Большая любовь
Когда-то опера Дворжака «Русалка», премьера которой прошла в начале сезона в Михайловском театре, в Советском Союзе шла под названием «Большая любовь» или «Любовь русалки». В опере Галеви «Жидовка» (“La juive”) – из-за работы над выпуском которой Михайловский закрыт до 18 февраля – без любви, естественно, также не обошлось, однако метаморфозы названия связаны, в первую очередь, с воросом «политкорректности». В России эта опера была представлена в первый раз на сцене петербургского Немецкого театра в 1837 году под названием «Дочь кардинала»; на русской сцене, уже под названием «Жидовка», - также в Петербурге в 1859 году; а после 1917 года опера вновь шла как «Дочь кардинала».
После долгих совещаний и сомнений из соображений толерантности нынешнюю премьеру Жака Франсуа Фроманталя Галеви на либретто Эжена Скриба было решено окрестить «Иудейка».
Ставить "Иудейку" приглашен молодой французский режиссер Арно Бернар, с которым Россия пока не знакома. Пресс-служба театра сообщает, что его персональный режиссерский дебют состоялся в театре Капитолия в 1996 году - постановка «Фальстафа» для Фестиваля Сполетто в Чарлстоне. Кроме того, Арно Бернар осуществил постановки в оперных театрах Сент-Этьена, Пекина, Праги, Лозанны, Неаполя, Марселя, Нанта, Тулузы, Хельсинки, Вероны, Токио и других.
Партию Рахили споет Мария Хосе Сири. Певица уругвайского происхождения, лирическое сопрано, Мария Хосе Сири выступала с Филармоническим оркестром Монтевидео и Национальным симфоническим оркестром Буэнос Айреса, выступала в Театрах Авенида, Астрал и Театре Колон. Ее героини - Виолетта в «Травиате», Микаела в «Кармен», Донна Анна в «Дон Жуане», Мими и Мюзетта в «Богеме», Джильда в «Риголетто». Выступала в Чили, Аргентине, Испании и в Италии, пела в Кельнском оперном театре и в театре Дрездена, участвовала в престижном фестивале Рейнгау в Висбадене и в фестивале Санкт-Маргаретен. Одна из самых ярких оперных заслуг – «Аида» в постановке Франко Дзеффирелли для Театро Массимо в Палермо (Италия). В настоящее время Сири поет для Театра Ла Скала главные партии в операх «Луиза Миллер» и «Аида».
Премьера, напоминаю, состоится 18 февраля в 19 часов. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Петер Феранец, художник-постановщик – Герберт Мурауер.
Широкая масленица
В рамках фестиваля «Масленица» Мариинский театр вдруг достал с пыльного склада декорации «волшебной оперы» Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Это одна из тех редких опер, над либретто которой (на сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина), не считая композитора, трудилось еще шесть либреттистов. Опера идёт на сцене достаточно редко; в спектакле возобновлены декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина постановки 1904 года, а также хореография Михаила Фокина постановки 1917 года. Не радуют только имена исполнителей: дирижёра Михаила Синькевича и солистов-вокалистов, большинство из которых – «академисты» Маринки. Спектакль идет с тремя антрактами, а потому настраивайтесь на то, что проведёте в театре около пяти часов. Начало в 18 часов.
Премьера нынешнего сезона – опера Гектора Берлиоза «Троянцы» – пойдёт в Мариинке 15 февраля; опера тоже весьма длинная, поэтому она также начнётся в 18 часов. Дирижирует Михаил Татарников.
18 февраля поклонники балерины Анастасии Колеговой смогут увидеть её в партиях Одетты-Одилии в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Принц Зигфрид – Максим Зюзин, Ротбарт – Илья Кузнецов; дирижёр – Борис Грузин.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру