Немногим более суток осталось до объявления лауреатов «Оскара» – премии Американской киноакадемии, которую ныне вручают в 82-й раз. Обозреватель «Культурной столицы» полагает, что главная борьба развернется между бывшими супругами.
Ежегодная «оскаровская» раздача слонов – неизбежная, важная, но, что уж греха таить, немного скучная процедура. Вроде Нового года. Конечно, беготня, салат, шампанское с мандаринами, но в финале неизбежно всплывает вопрос – а зачем это всё? «Оскар» всегда был праздником, на котором самое важное происходит до входа гостей в зал. Красная дорожка, кто в какое платье одет, кто кого за руку держит – это еще интересно. А как доходит до открывания конвертов, остается только сокрушаться несправедливости невидимых миру академиков.
И неспроста в нынешнем году «оскаровскую» церемонию перенесли с конца февраля на начало марта. Академические собрания переживают не лучшие времена: рейтинги трансляций падают – биться за телеаудиторию и рекламодателей с олимпиадой золотым мальчикам явно не по силам.
Чтобы оживить праздник и взбодрить зрителей, Американская киноакадемия решилась на интересный шаг – самой консервативной кинопремии мира подправлен регламент. На первый взгляд, не сильно, но последствия внесенные изменения могут иметь огромные. Список номинантов на награду в главной категории «Лучший фильм» расширен до десяти участников. А это значит, что в список вошли чуть ли не все важнейшие англоязычные кинопроекты года.
Шорт-лист потрясает прежде всего не свойственным «Оскару» жанровым разнообразием. Военная драма («Повелитель бури»), сатирическая мелодрама («Мне бы в небо»), сопливый роман воспитания («Воспитание чувств»), анимация («Вверх!»), постмодернистский комикс («Бесславные ублюдки»), злой еврейский анекдот («Серьезный человек»), спортивная драма («Невидимая сторона»), лирическая зарисовка про толстую беременную афроамериканку («Тужься») и даже два фантастических фильма («Аватар» и «Район № 9»). Последнее и впрямь удивительно, если учитывать, что доселе номинации на «Лучший фильм» удостаивались лишь две фантастические ленты – «Инопланетянин» Спилберга и «Звездные войны» Лукаса.
После прошлогодних обвинений в необъективности (напомним, что 2009 году в список лучших картин не попал нашумевший комикс «Черный рыцарь») академики решили исправиться – главная десятка вполне адекватно описывает современное состояние англосаксонского кинематографа. Залихватский чемпион проката соперничает с тихими независимыми картинами вроде «Серьезного человека» и напористыми дебютами вроде «Района № 9». Впрочем, не стоит всерьез рассчитывать, что талантливый, но столь «неформатный» «Район № 9» вдруг возьмет и обойдет всех на вираже. Смертельная гонка за золотыми человечками не по зубам таким выскочкам. Хотя награда, выданная научной фантастике, могла бы надолго укрепить студийных боссов в мысли, что это жанр не просто прибыльный, но еще и весьма респектабельный, – и обеспечить зрителей звездными путешествиями еще лет на пять.
Главные фавориты и соперники этого года – «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу и «Аватар» Джеймса Кэмерона. Что весьма забавно, конкуренты Кэмерон и Бигелоу – бывшие супруги. Своими фильмами они демонстрируют две взаимоисключающие, но при этом перспективные стратегии.
Скромный 15-миллионный фильм про человека на чужой войне противостоит 200-миллионному чемпиону проката о синих индейцах. Душещипательная военная проза – сказочной компьютерной машинерии. Малоизвестный актер Джереми Реннер – облаченной в синюю шкуру Сигурни Уивер. Академики не могут игнорировать фильм, побивший абсолютный рекорд по продажам билетов («Оскар» – это всё же индустриальный хеппенинг), но шансов, конечно, больше у Бигелоу.
Кажется, ее шесть номинаций обязательно конвертируются в несколько наград. Режиссерский «Оскар», скорее всего, уйдет именно «Повелителю бури»: большинство академиков консервативны и вряд ли одарят голосами Кэмерона или Тарантино.
И всё же трудно провидеть, как оно случится на самом деле: год от года «Оскар» становится более непредсказуемым. Тут как в скачках – нельзя до конца полагаться даже на фаворитов. Интересней всего будет наблюдать за двумя сценарными номинациями, ибо там аккумулируются самые нетривиальные проекты (сценарной премией традиционно награждают независимое кино). И скрестить пальцы за «Серьезного человека» братьев Коэнов, который, конечно, заслуживает куда большего, но людям, расписывавшим номинации, судя по всему, было не до того. Им за тенденциями нужно следить.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
Фото: Sony Pictures Classics, Sony Pictures Releasing International, 20th Century Fox, Universal Russia, First Light Production, Focus Features, The Walt Disney Company.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»