Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -10

4 м/с, сев

762мм

69%

Подробнее

Пробки

1/10

Даши Намдаков в Эрмитаже: Шаман, расширяющий время

3410
ПоделитьсяПоделиться

На выставке современного бурятского художника Даши Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников» показывают великолепные бронзовые скульптуры, графику и ювелирные изделия. Герои – воинственные всадники и лучники, важные вельможи, заносчивые богатые невесты, мифологические существа. Произведения изящные и привлекательные. Особенно если учесть, что для самого художника творчество – аналог шаманской практики.

ПоделитьсяПоделиться

Намдаков – уникальная фигура: его искусство вобрало весь спектр мирового художественного наследия. От первобытного художественного творчества и скифского «звериного стиля» – до средневековой европейской пластики, от монгольской иконописи и скульптуры – до японской гравюры и нэцке. Все эти традиции мирно сосуществуют в бронзе, золоте и на бумаге, поскольку художник не создает иллюстраций к историческим событиям или мифам, не имитирует древние стили и не воссоздает облик героев прошлого. Он лепит собственный мир, фантастический и при этом невероятно достоверный.

ПоделитьсяПоделиться



Вкус подлинности возникает благодаря особому мироощущению художника, его культурной памяти: Намдаков родом из Забайкалья. Люди в этих краях сохраняют как приверженность буддизму, так и веру в духов природы. Отец занимался буддистской скульптурой, вырезал из дерева религиозные символы, священников-лам, ламаистские божества, и все шесть детей унаследовали художественные способности. Даши был самым младшим, в 15 лет он серьезно заболел, медицина не помогала, и родители обратились к шаманам, которые сказали, что мальчик вылечится, если сам начнет шаманить. Ему удалось получить согласие на замену шаманской практики творчеством.

ПоделитьсяПоделиться

Намдаков окончил Красноярский художественный институт, – и когда занялся графикой, а затем скульптурой, успех и признание пришли очень скоро. Первая его выставка состоялась в Иркутске в 2000 году, затем были Нью-Йорк, Пекин, Алма-Ата, Москва, теперь роскошную экспозицию из сотни вещей принимает Петербург.

ПоделитьсяПоделиться



Знаковые вещи Намдакова – бронзовые скульптуры, которым он способен придать мягкие, текучие формы, покрыть патиной для пущего благородства: таковы задумчивые кентавры, грозные хранители, громадные черепа, удивительный эмбрион «Рождение гения» (2004), где хрупкие члены проступают на поверхности, словно это податливая кожа, а не твердый металл. А еще Намдаков может сделать свои скульптуры декоративными и затейливыми – собрать целую армию широкоскулых и узкоглазых воинов-лучников-лам- шаманов, которые гарцуют на конях, стреляют из луков, замысловато извернувшись и распластавшись по земле, трясут бубнами и литаврами.

ПоделитьсяПоделиться



Замечательно разнообразны изображения лошадей: художнику удается передать как стремительный бег животного («Полет», 2007), так и осторожное движение с драгоценной ношей – прижавшейся к спине девой («Похищение», 2007). На больших листах в технике жикле (репродукция рисунка на холсте) красуются суровые монголы и изящные девушки. Ювелирные изделия то повторяют древние формы (браслеты в виде пантеры, кусающей саму себя или оленя), то создают смелые зооморфные композиции – кольцо с лемуром, водомерка, жуки-пауки.

ПоделитьсяПоделиться

Намдаков с легкостью отказывается от современных принципов работы с драгоценными камнями: не поднимает бриллианты над кастом, выявляя игру света, а углубляет в металл, превращая в сияющее подобие выемчатой эмали. Предпочитает шлифовать камни, а не гранить, и эти округлые полупрозрачные кабошоны сразу отсылают к древности и восточным культурам, где мастера стремились сохранить природную форму драгоценного минерала, а не заставить его сиять и переливаться. Золото тоже выглядит непривычно, будто кусочек матового самородка с неровной, как бы мятой поверхностью.

ПоделитьсяПоделиться



Эрмитаж разместил работы Намдакова на первом этаже, где господствуют археологические находки. Это очень непростое и многозначительное соседство – современное искусство рядом с причерноморскими и сибирскими древностями, – но кураторы Эрмитажа любят подобные сравнения, напоминающие о влиянии японской живописи на французских импрессионистов, африканской пластики на Пикассо, первобытного искусства на сюрреалистов. Первая витрина выставки показывает несколько скифо-сарматских древностей I тысячелетия до н.э., чтобы неискушенный зритель оценил их сходство с работами Намдакова: простая и цельная форма, отсутствие пышности и детализации, метафорическое изображение связи между человеческим бытием и законами природы.

ПоделитьсяПоделиться



Искусство Намдакова можно рассматривать как художественный аналог фэнтези, литературного жанра, в котором из мифологии, религии, сказок возникает особый мир, живущий по своим законам и удивительно витальный. Время здесь не застряло в прошлом, а расширяется в бесконечность, не выстраивает разные культуры в строгую последовательность, а вбирает их все в свой поток.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close