Пушкинский районный суд удовлетворил иск профлидера GM Евгения Иванова о восстановлении его на предприятии. Теперь руководству завода придется выплатить работнику около 100 тысяч рублей за вынужденный простой (27,5 тыс. рублей за каждый месяц). Моральный же ущерб, по решению суда, будет компенсирован лишь в размере трех тысяч рублей, в то время как Иванов требовал 50 тысяч.
Пока руководство завода заявляет лишь о том, что «будет действовать в рамках решения суда». Собирается ли GM обжаловать восстановление Иванова, не комментируется.
Председатель профсоюза петербургского автозавода GM в Шушарах Евгений Иванов был уволен с предприятия по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ – “отсутствие на работе без уважительной причины более 4 часов” в ноябре прошлого года.
По мнению Иванова, поводом для его увольнения послужили события 21 октября, когда на заводе рабочие попытались потребовать от руководства выполнения условий охраны труда, а затем стартовала так называемая “итальянская” забастовка, которая, как заявлял потом профлидер, не позволяла предприятию выполнять производственный план - примерно на 30%. (Отметим, участники забастовки требовали индексировать зарплаты с учетом инфляции, пересмотреть график отпусков и изменить систему учета рабочих дней. Однако после увольнения Иванова борьба сошла на нет).
“Перед тем, как приступить к работе, я потребовал от администрации копии всех необходимых документов. В частности, инструкцию по охране труда при работе с грузоподъемными механизмами, а также копии документов, свидетельствующие о том, что я прошел обучение и сдал все экзамены. Экзамен - грузоподъемное оборудование и сварка. А также о пройденном инструктаже по сварочным работам. Все это время, которое администрация приписывает мне как отсутствие на работе, я находился в цехе сварки. Этому есть свидетели”, - рассказывал тогда он.
В свою очередь, официальный представитель предприятия Юлия Бочарова заявила «Фонтанке», что профсоюзная деятельность Иванова к увольнению не имеет никакого отношения.
Рассматривать дело по существу суд начал 2 февраля. На процессе представители завода заявили, что инструкция, которую затребовал профлидер, была в свободном доступе, и ранее он был с ней ознакомлен. Они пояснили также, что хотя Иванов и присутствовал на заводе, но пребывал вовсе не в цехе сварки, который является его рабочим местом, а в офисных помещениях (ждал, пока выдадут ту самую инструкцию), которые его рабочим местом не являются. Сам же Иванов настаивал, что ждал в комнате отдыха цеха сварки, которая не является офисным помещением.
15 марта суд все-таки обязал менеджмент GM восстановить Иванова на заводе, признав сам факт увольнения незаконным.
«В том, что решение суда будет именно таким, многие сомневались, но у нас сомнений не было. Практика показывает, что в большинстве случаев суд становится на сторону работника, с учетом того, что все мои претензии были обоснованы, что и было доказано на процессе. Однако нельзя сказать, чтобы я был полностью удовлетворен. Поскольку мне было присуждено выплатить лишь 3 тысячи рублей в качестве моральной компенсации, в то время, как я изначально в иске указал сумму в 50 тысяч рублей.
Между тем, пока я из-за увольнения не работал, никто не снимал с меня обязательства погашать кредит. Даже наоборот, суд обязал меня разом выплатить сумму, которая составляет около 170 тысяч рублей. Поэтому мы вместе с нашими юристами будем готовить апелляцию на решение суда, и все же будем настаивать на сумме в 50 тысяч», - заявил «Фонтанке» сам профлидер.
Между тем, на предприятии уже более полугода работает новый профсоюз, созданный при Федерации независимых профсоюзов, в отличие от организации Иванова, которая была организована при Межрегиональном профсоюзе работников автопрома. В него постепенно переходят все бывшие коллеги профлидера.
Светлана Коваленко, «Фонтанка.ру»