Награда найдет Перельмана

1177
ПоделитьсяПоделиться

Загадочный петербургский ученый Григорий Перельман снова напомнил о себе. Математический институт Клэя в США присудил ему миллион долларов за доказательство знаменитой гипотезы Пуанкаре. Разъяснить суть научного открытия «Фонтанка» попросила именитого коллегу Перельмана Людвига Фаддеева. Сам ученый говорить о себе и своей работе по-прежнему не хочет.

Французский математик Жюль-Анри Пуанкаре сформулировал свою гипотезу в 1904 году. Она вошла в число семи так называемых «задач тысячелетия» - математических проблем, за решение которых институт Клэя обещал премию и денежный приз в размере миллиона долларов.

В начале двухтысячных собственное решение «гипотезы Пуанкаре», над разгадкой которой бились лучшие математические умы более ста лет, предложил математик Григорий Перельман. В научном мире работа Перельмана, решившего «задачу тысячелетия», произвела фурор и стала настоящей сенсацией -  в 2006 году была названа авторитетным журналом Science "прорывом года", и тогда же ему  была присуждена престижная математическая премия Fields Medal — почетная награда Международного математического союза, к которой прилагается  $7 тысяч. И именно с этого момента слава Перельмана вышла за рамки  академических кругов.

Медаль вручается один раз в 4 года на каждом международном математическом конгрессе двум, трём или четырём молодым математикам не старше 40 лет (или достигших 40-летия в год вручения премии). Получить ее — высшая честь для начинающего ученого. Поэтому отказ Перельмана явиться на награждение и принять награду вызвал настоящий шок. Последующее поведение ученого было не менее экстравагантным - он оставил работу в петербургском отделении Математического института им. В.А. Стеклова и в самом прямом смысле ушел в затворничество.  Многочисленные журналисты не раз пытались достучаться до гения и пообщаться с ним, однако петербургский математик остался непреклонен. Говорят, что таким образом ученый решил выразить протест против «безнравственности в современном научном мире и засилья в нем шарлатанов». Теперь, когда его открытие признано «величайшим в тысячелетии», а самому Перельману присуждена премия в размере миллиона долларов, есть все основания полагать, что он откажется и от этой награды — едва ли ситуация, в которой оказалась сегодня отечественная фундаментальная наука, заставит его пересмотреть свою точку зрения.

“То, что он отказался получать премию, а еще раньше - знаковую для молодых ученых медаль Филдса, это — его выбор, и он имеет на него право. Я уважаю Григория, ведь у него есть свои моральные принципы, которые я не могу анализировать. Он — очень интересный, очень необычный человек, хотя и  чрезвычайно замкнутый. Но к гениям и нельзя подходить с обычной меркой”, - охарактеризовал своего бывшего коллегу академик РАН, директор Международного математического института имени Эйлера Людвиг Фаддеев, особо подчеркнувший, что Перельмана никто не увольнял, как «пишут в некоторых газетах». 

«Знаете, я где-то видел публикации о том, что мы его уволили, но заверяю - ничего подобного не было! Он ушел сам. Мы умоляли его остаться, но он сделал свой выбор», - заявил Фаддеев, отметивший, что «по тем стандартам, которые навязывает Фурсенко: две печатные работы в год, а кто их не публикует, тот непригоден,  безусловно, мы должны были бы  уволить Григория». «Но мы знали, что Гриша — большой ученый, и не требовали от него регулярных публикаций. Он ничего не писал семь лет, а потом сделал открытие, которое считается величайшим в тысячелетии. Что еще раз доказывает — фундаментальную науку, «чистую» науку нельзя оценивать в количественном исчислении», - отметил Фаддеев.

Открытие Перельмана никакого прикладного значения не имеет.  «Вам знакомо понятие «фундаментальная наука»? - ответил на вопрос корреспондента "Фонтанки" Фаддеев. - Это не рецепт лекарства от злокачественных опухолей и не химический состав сверхпроводника, работающего при комнатной температуре. Это — математика, которая развивается, которая живет по своим законам. Безусловно, в будущем открытие Григория будет востребовано. Например, когда мы всерьез сможем заняться изучением Вселенной — пока мы подходим к Космосу с обычной трехмерной меркой, и потому едва ли можем понять, что же там происходит на самом деле. Когда уровень потребностей в познании будет соответствовать этому открытию, тогда, безусловно, эти идеи найдут свое применение. Сейчас — нет».

Как пояснил Людвиг Фаддеев, уникальность и гениальность Григория Перельмана состоит в том, что петербургский ученый «первым сумел описать многообразие трехмерных тел». «Математика - особая наука, она существует независимо от нашего восприятия. Мы живем в трехмерном мире, а попробуйте вообразить трехмерное тело в четырехмерном пространстве? Не можете? А в математике его существование возможно. Так же и трехмерные тела. Есть двухмерные — они всем понятны, например, сфера. Но если мы рассмотрим всем известный бублик, то он будет уже трехмерен, и этот тип тела называется тор. Двухмерных тел существует четыре типа — все остальные просто склеены из них, а трехмерное до сих пор было известно только одно. Так вот, Перельман первым описал все их многообразие, сумел дать их классификацию, создал новый математический аппарат, который для этой области может стать чем-то вроде таблицы Менделеева в химии. По значимости это открытие можно сравнить с открытием Лобачевского, который создал новый раздел геометрии", - так в доступных формулировках звучит суть величайшего открытия.

Напомним, гипотеза Пуанкаре утверждает: если трехмерная поверхность кое в чем похожа на сферу, то если ее расправить, она может стать только сферой и ничем иным. Для пояснения используют картинку: если обмотать яблоко резиновой лентой, то, стягивая ленту, можно сжать яблоко в точку. Если же обмотать такой же лентой пончик, то в точку его сжать нельзя без разрыва пончика или ленты. В таком контексте яблоко называют «односвязной» фигурой, пончик же не односвязен. Пуанкаре установил, что двухмерная сфера односвязна, и предположил, что трехмерная сфера тоже односвязна. Эта гипотеза до недавнего времени считалась недоказуемой.

Отвечая на вопрос о вероятности каких-либо рокировок и передачи награды более «сговорчивому» ученому, лауреат азиатской Нобелевской премии Shaw-prize 2008 года Людвиг Фаддеев отметил, что «это награда — Перельмана, и никуда она от него не денется».

Александра Гармажапова,
Кира Обухова,
Фонтанка.ру


 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close