Смольный предложил официальным пассажирским перевозчикам демонтировать рекламу с боковых и задних стёкол автобусов, троллейбусов и трамваев. Чиновники ссылаются на жалобы пассажиров, которым полупрозрачная плёнка мешает ориентироваться в пространстве. Руководителей транспортных компаний это решение привело в недоумение. Операторы транзитной рекламы уже подсчитывают убытки: рынок может потерять более половины своего объёма.
В распоряжение «Фонтанки» попала копия письма, подписанного заместителем председателя комитета по транспорту Станиславом Поповым и адресованного восьми крупнейшим пассажирским перевозчикам (из них два являются ГУПами, остальные шесть — частными компаниями). В нём руководителям предприятий предложено самим определить сроки демонтажа рекламы со стёкол, а заодно определить, сколько единиц подвижного состава те готовы выделить под украшение в честь праздника Победы.
Письмо стало следствием совещания, прошедшего в комтрансе 16 марта с участием представителей комитета по печати, ГУП «ГЦРР» и шести перевозчиков. По ходу мероприятия первый заместитель главы комитета по транспорту Дмитрий Знаменский рассказал о многочисленных обращениях пассажиров, которых не устраивает плохая видимость из окон маршруток и социального транспорта. Впрочем, сами перевозчики комментируют нововведения осторожно, напирая на то, что не очень понимают, чего именно хотят от них чиновники.
«Я был на этом совещании, но так и не понял мотивов комитета. Причём я пытался задать им вопросы, что и когда нам нужно делать (и, главное, зачем), но внятных ответов также не получил. Идея убрать рекламу тем более удивительна, что мы, в отличие от ГУПов, не используем непрозрачные ламинаты и не даём заляпать наш транспорт», - говорит заместитель директора по общим вопросам ОАО «Третий парк» Александр Хазов.
Пресс-секретарь ГУП «Горэлектротранс» Татьяна Брындина пояснила, что комментировать нововведения чиновников пока рано, так как никакого решения, по сути, ещё не принято. И добавила, что для праздничного украшения предприятие готово предоставить хоть все имеющиеся трамваи и троллейбусы.
"Размещением рекламы на бортах автобусов нашего предприятия занимается специализированное рекламное агентство. Специалисты этой компании имеют информацию о необходимости демонтажа рекламы с боковых и задних стёкол транспортных средств. И они будут определять конкретные сроки в зависимости от технологических возможностей", - сообщила пресс-секретарь "Питеравто" Татьяна Мирко.
Впрочем, в комитете по транспорту утверждают, что идея очистить окна петербургских автобусов и троллейбусов от рекламы родилась не у них. «Вся работа по регламентированию размещения рекламы проводится и в дальнейшем будет проводиться комитетом по печати и его подведомственным учреждением ГУП «Городской центр размещения рекламы». Государственные перевозчики вообще могут заключать договоры только при посредничестве ГЦРР. Частники размещают рекламу сами, но мы не можем и не собираемся от них что-либо требовать. Просто есть такая проблема, есть многочисленные жалобы от граждан и мы не могли на это не отреагировать», - подчеркнула пресс-секретарь комитета Ольга Рендино.
Обвал наполовину
На рекламном оформлении подвижного состава перевозчики могут неплохо заработать. Месячная аренда рекламной площади на бортах составляет 5-10 тыс. рублей (в зависимости от вместимости машины). Сама процедура оклейки большого автобуса, троллейбуса или трамвая стоит около 30 тыс. рублей, машин малой и средней вместимости — порядка 20 тысяч. При этом конструкция наиболее часто встречающихся в нашем городе автобусов Scania и МАЗ-103 просто не приспособлена для размещения рекламы без затрагивания стёкол, ведь окна занимают более половины площади бортов. Тем более, что в слякотную погоду вся нижняя часть автобуса становится по понятным причинам грязно-серой.
Как правило, поиском рекламодателей перевозчики сами не занимаются. Исключение — ООО «ПТК», продающее рекламу без посредников. Остальные пользуются услугами рекламных агентств. Операторы транзитной рекламы от идеи чиновников, разумеется, не в восторге.
«Дело в том, что больше половины размещений в городе — это часть федеральных программ. Никто не будет рисовать для Петербурга отдельные макеты. А значит, рынок совершенно точно потеряет более половины своего объёма, который сейчас составляет порядка 200-215 миллионов рублей», - считает генеральный директор «Первой медиакомпании» Виктор Машенджинов.
Часть экспертов полагают, что потери могут быть даже больше. Ещё и потому, что оклейка только бортов (без стёкол) стоит в два раза меньше, чем транспортного средства целиком. Месячная арендная ставка за место на «корме» автобуса сегодня обойдётся всего в 4300 рублей.
Кроме того, договоры на размещение транзитной рекламы крайне редко заключаются на месяц. Как правило, они долгосрочные. Некоторые рассчитаны на 3-6 месяцев. И досрочное расторжение таких контрактов может привести к штрафным санкциям по отношению к рекламным агентствам и перевозчикам. И если даже такой нормы в документе нет, придётся возвращать уже полученные деньги.
Следует отметить, что ст.2 федерального закона «О рекламе» запрещает ограничивать видимость участников дорожного движения, но прямо не запрещает наносить рекламу на стекла. Перфорированная пленка, которой заклеены стекла автобусов в Петербурге, не ограничивает видимость, поскольку является прозрачной. «Кроме того, даже такой плёнкой мы заклеиваем не более 20% площади окон. Это своего рода добровольное ограничение, потому что единых правил размещения транзитной рекламы, где чётко говорилось бы, что можно делать, а что — нельзя, до сих пор нет», - подчёркивает Виктор Машенджинов.
Справка
Крупнейшим игроком (51%) на петербургском рынке транзитной рекламы является агентство «062-Реклама», которое сотрудничает на основе эксклюзивных договоров с основными коммерческими операторами пассажирских перевозок – «Третий парк» и «Питеравто». Транспортная сеть насчитывает более 4 тыс. автобусов.
Второй крупнейший игрок (35%) - «Первая медиакомпания», которая в конце 2008 года объявила об альянсе с оператором наружной рекламы Gallery. Все продажи осуществляются Gallery Service, а ПМК занимается обслуживанием рекламных поверхностей на муниципальном транспорте на основе договоров с «Пассажиравтотрансом» и «Горэлектротрансом» - это около 3200 автобусов, троллейбусов и трамваев.
Павел Гинёв,
Фонтанка.ру