В Петербурге выступили в защиту 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний и митингов, двумя акциями: нацболы сумели собрать у станции метро «Гостиный двор» около четырехсот человек, демократы на Дворцовой - и вовсе полсотни.
В Петербург пришла весна. На улицы потянулись влюбленные парочки, дети и... оппозиция. В Петербурге выступили в защиту 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний и митингов, двумя акциями: нацболы сумели собрать у станции метро «Гостиный двор» около четырехсот человек (львиную долю которых составляли подростки, приехавшие на Невский потусоваться), демократы на Дворцовой - и вовсе полсотни.
Акции в рамках "Стратегии-31" проходят всего в 38 городах России, в том числе в Москве, Барнауле, Воронеже, Иркутске, Красноярске. Оппозиционная коалиция "Другая Россия" вместе с правозащитниками пытается провести акции каждый месяц, в котором есть 31-е число. Защищающих 31-ю статью Конституции, которая гарантирует свободу мирных собраний, в нарушение этой статьи милиция задерживает, обвиняя в "противоправных действиях", рассаживает по автобусам, а затем доставляет в близлежащие отделения.
Митинг на площадке у Гостиного двора (вокруг которого был выстроен ОМОН) начался ровно в шесть вечера с минуты молчания в память о жертвах теракта в Москве. На акции было представлено сразу два оратора: сотрудник правоохранительных органов, призывавший граждан «не поддаваться на провокации и не участвовать в несанкционированном митинге», и лидер питерских нацболов Андрей Дмитриев, посвятивший свое выступление московским терактам и разоблачению личности премьера Владимира Путина, не сумевшего защитить собственных граждан от террора.
«Он обещал мочить террористов в сортире. Именно он несет ответственность практически за все, что происходит в стране. Еще 11 лет назад Путин пообещал положить конец терактам в российских городах. Во имя победы он отобрал у нас гражданские и политические права, лишил возможности выбирать губернаторов! Но это лишь укрепило режим личной власти Путина, но так и не обеспечило нашу безопасность! Сегодняшние взрывы - иллюстрация краха антитеррористической политики Путина. Спецслужбы и милиция борются с нами вместо того, чтобы вплотную заняться террористами. ФСБ — оплот террора! Россия будет свободной!», - прокричал взятый в кольцо сторонниками и журналистами Дмитриев. Его призыв подхватили остальные лимоновцы, с готовностью прокричавшие о России, которая все-таки «будет свободной».
Однако сотрудники правоохранительных органов пламенной речи не оценили и принялись выхватывать из толпы особо активных. Оппозиционеры не растерялись и крепко взялись за руки, организовав таким образом своеобразную цепь любителей 31-й статьи Конституции, которую не сразу смогли растащить омоновцы. Первая «пачка» задержанных отправилась в отделение милиции уже через считанные минуты после начала митинга. Нацболы прикладывали к окнам автобусов таблички с символичной цифрой «31» и плакат «Я мечтаю дожить до суда над Валентиной Матвиенко и Владимиром Путиным».
Оставшаяся часть митингующих продолжала удерживать организованную цепь, мешая «выдергивать» соратников из толпы, в связи с чем задерживали их довольно жестко, некоторых тащили по земле. Многочисленные подростки в ярких куртках и модных кроссовках, планировавшие встретиться с друзьями у Гостинки и пойти гулять, с интересом и удивлением наблюдали за работой омоновцев, вязавших молодых людей, истошно кричавших: «Путин, уйди сам!».
После того, как Андрей Дмитриев отправился в отделение милиции, организацию митинга взяли в руки его товарищи Владислав Ивахник и Андрей Песоцкий, которые в течение нескольких минут убеждали собравшихся в том, что «заявку на проведение митинга в Смольный подавали», а садик Чернышевского, в который по традиции отправляют несогласных, для масштабных акций непригоден. Нацболы не упустили возможности в очередной раз напомнить о московских терактах, прокричав, что «власть не может нас спасти от террористов» и «террористы продолжают нас взрывать». Митингующие подхватили слова Ивахника и стали скандировать: «ФСБ — оплот террора!». Такой дерзости стоявшие в стороне омоновцы стерпеть не смогли и снова ворвались в толпу. Под крики пожилых дам: «Руки прочь от наших сыновей!» несогласных погрузили в автобус. Митинг был обезглавлен, лидеры взяты.
На помощь нацболам пришли касьяновцы, подхватившие эстафету и продолжившие выступления. Не пропадать же добру - снующим по площади двумстам бесхозным активистам. Председатель питерского отделения РНДС Андрей Пивоваров, организовав вокруг себя митингующих, прокричал, что «31 статья — статья для граждан!» и снова потребовал для России свободы. Свободная Россия, судя по всему, не входила в планы омоновцев, которые в третий — последний раз ринулись в толпу, и Пивоваров и муниципал Федоренко отправились вслед за Дмитриевым в 13 отделение милиции Красногвардейского района.
«Сейчас будет провокация», - тихо сказал кто-то в толпе и … спустя минуту на Невском появились автомобили, на окнах — таблички с тем же числом 31, оно же выведено прямо на немытых боках легковушек и одного грузового микроавтобуса.
Один из таких автомобилей остановили сотрудники милиции, которые минуты две, создав пробку, думали, следует ли задержать его водителя: что-то противозаконное в действиях водителя точно есть, но вот что — ни милиционеры, ни сотрудники ДПС не придумали. Другой "митингующий" автомобиль был погружен на эвакуатор в районе канала Грибоедова. Возможно, его хозяину грозит только штраф за неправильную парковку.
Однако женщину преклонного возраста, державшую плакат с надписью: «31 марта. Стабильности нет предела: чем больше «мочить», тем больше будет терактов. Дипломатия, сближение религий, сохранение моральных ценностей может спасти мир от катастрофы», никто, кроме журналистов, устроивших фотосессию, беспокоить не стал.
Митинг пошел на убыль. Народ, тем не менее, расходиться не спешил и еще в течение получаса простоял напротив Гостинки. Подростки ждали друзей для того, чтобы все-таки тусануть и рассказать, как их ОМОН «чуть не взял», представители же старшего поколения, которые, как выяснилось, не все знали, против чего или за что митинг, обсуждали негативное влияние на умы и души русской нации. Многочисленные сотрудники правоохранительных органов без лишних эмоций наблюдали за всеми и ждали приказа - по домам.
В это время их коллеги на Дворцовой площади лишь поудобнее устраивались в креслах своих спецавтомашин, из окон которых начинали просмотр второй части шоу - под названием «Статья 31». На главной площади колыбели трех революций питерские демократы решили провести альтернативный митинг в защиту свободы собраний в форме флэшмоба — встречи пяти десятков старых демократически настроенных друзей, на которой присутствовали исполнительный директор ОГФ Ольга Курносова, лидер питерских «яблочников» Максим Резник, ответственный секретарь Правозащитного совета северной столицы Наталья Евдокимова и экс-депутат ЗакСа Сергей Гуляев.
Правоохранители попросили Курносову объяснить, что происходит. Она сообщила, что в такой день, как сегодня, ей не хотелось бы допустить никакого нарушения закона, а именно поэтому акция проходит без флагов, лозунгов и плакатов. А в качестве места выбрана Дворцовая площадь – пешеходная зона, где собравшиеся не будут мешать горожанам. Так что это и не митинг вовсе, а «встреча старых друзей».
В то время как Резник раздавал желающим по одному экземпляру текста Конституции РФ, Курносова снабжала присутствующих траурными ленточками в знак скорби о погибших в московских терактах и значками с надписью «31». Остальные демонстранты в это время принялись неспешно ходить вокруг Александрийской колонны, символизируя, очевидно, прогулку. Милиция в происходящее не вмешивалась.
Ксения Потеева, Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"