Буквально на 3 часа петербургский ЗакС превратился в «место для дискуссий». В Мариинском собрались те, кто 20 лет назад сажал в северной столице «дерево демократии» - депутаты Ленсовета. С трибуны звучала резкая критика в адрес городских властей, лишивших парламент реальных рычагов воздействия и сделавших его де-факто ручным.
Буквально на три часа петербургский ЗакС превратился в «место для дискуссий». В Мариинском дворце собрались те, кто 20 лет назад сажал в северной столице «дерево демократии», благодаря которому сегодня горожане продолжают дышать «воздухом свободы». Юбилейное заседание депутатов Ленсовета XXI созыва наполнило привычно «дисциплинированный» парламент удивительной атмосферой: свободы, плюрализма, ума и чести. С трибуны ЗакСа, наполнившегося оппозиционным духом, звучала резкая критика в адрес городских властей, лишивших реальных рычагов воздействия петербургский парламент и сделавших его де-факто ручным.
За полчаса до начала заседания напротив центрального входа в питерский парламент кучковались ленсоветовцы, встречавшие вновь прибывших товарищей улыбками и комплиментами. «Ну, что? Нас туда пускают?», - интересовались экс-депутаты у выходивших из ЗакСа коллег. «Еще бы не пустили! Конечно, пускают», - отвечали им, весело смеясь. За считанные секунды Мариинский дворец проникся оппозиционным духом, наполнившись голосами и звонким смехом ленсоветовцев, компанию которым составили нынешние несогласные.
Бывшие парламентарии, собравшиеся в Большом зале, друг друга радостно приветствовали, фотографировали, одаривали книгами, заботливо справлялись о здоровье и совместно ломали головы над извечным вопросом — как обустроить Россию.
Все выступавшие говорили о несбывшихся надеждах, иллюзиях, когда будущее виделось безоблачным и радужным. Экс-депутаты обсудили нынешний путь России - движение от плюрализма к тоталитаризму. Впрочем, заседание, несмотря на довольно неутешительные прогнозы и отрицательную оценку парламентаризма в нынешнем виде, завершилось вполне оптимистично — словами о том, что в России будет конкурентный рынок и будет демократия.
Торжественное заседание XXI созыва Ленсовета было приурочено к 20-летию парламентаризма в Петербурге. Выборы в этот созыв на рубеже 80–90-х годов стали первыми альтернативными выборами в северной столице. По этому случаю в Мариинском дворце собрались 173 депутата Ленсовета (всего в нем было 450 членов). На «огонек» заглянули такие высокопоставленные лица, как председатель Центризбиркома Владимир Чуров и глава ФАС Игорь Артемьев — в прошлом ленсоветовцы. По подсчетам главы ЦИК, в Москве сейчас на разных должностях трудятся около 20 бывших депутатов Ленсовета.
Заседание открыл старейший депутат Ленсовета Виктор Муромцев, предложивший поименно вспомнить ушедших из жизни коллег и почтить их память минутой молчания. После зачитывания поздравительных телеграмм — от председателя Совфеда Сергея Миронова и вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, а также прослушивания гимна Петербурга к присутствующим с приветственной речью обратился спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, поблагодаривший ленсоветовцев за «политическую структуризацию представительного органа в условиях перехода к многопартийности». «Радикально обновлена властная элита города; проведен своего рода эксперимент по взаимодействию с исполнительной властью; благополучно пройден этап продовольственного кризиса начала 90-х годов; городу возвращено его историческое имя - именно тогда была найдена форма поддержки в виде всенародного опроса», - дал положительную оценку работе своих коллег Тюльпанов, отметив, что «все эти годы энергия созидания передавалась от одного созыва к другому». «В итоге мы победили броуновское движение популизма и хаотичность мыслей демагогов», - торжествующе резюмировал он.
Глава ЦИК Владимир Чуров посетовал на проведенный в Мариинском ремонт, ведь в зале «больше нет старых кресел на четыреста пятьдесят человек». Позже председатель Центризбиркома стал предаваться воспоминаниям перед журналистами. «У нас даже удостоверения появились не сразу, потому что не было председателя и нам приходилось ходить по картонным бумажкам. Ситуация исправилась только после того, как Ленсовет возглавил Собчак. Ключи для голосования были совсем другие — серые штуки, похожие на флэшкарты самых больших размеров, какие только есть... У нас было три признака депутата: значок, ключ для голосования и удостоверение... Дисциплина была лучше. Иначе было не справиться с четырьмястами депутатов. Свой партбилет я не рвал, не жег, но ни в какую партию после этого не вступал», - с улыбкой вспоминал Чуров, который, однако, не постеснялся добавить ложку критики в бочку меда, обвинив экс-депутатов в конфронтациях с Анатолием Собчаком, глубоко уважаемым главой ЦИК. По мнению Чурова, это стало ключевой ошибкой экс-депутатов.
Тем временем, пока председатель Центризбиркома ностальгировал, лидер фракции Ленинградского народного фронта Сергей Егоров раскритиковал «снижение доли вопросов, которые регулирует ЗакС». Припомнил он и сокращение доли граждан, имеющих представительство в парламенте Петербурга. "Сейчас "своего" депутата имеет лишь один из 12–14 человек", — подсчитал он, подытожив, что "уровень развития парламентаризма в Петербурге исчезающе близок к нулю». «Мне стыдно, что главный душитель демократии в стране — выходец из Ленсовета!», - под грохот аплодисментов завершил свою обличительную речь он.
«В Ленсовете было мало подхалимов. В 90-е годы было гораздо больше надежд. Сейчас мы живем лучше, но надежд гораздо меньше. Ленсовет останется островком гражданского общества, а Петербург — европейским городом, ведь его трудно удивить временщиками», - согласился Артемьев.
Выступающие читали с трибуны изобличительные стихи про "дурь башенную", про мэра Собчака и Владимира Путина ("Его любимый ученик / Покончил с выборами вмиг") и необходимость сильного парламента ("При Ленсовете всякий вор / Тащить казну себе во двор / Боялся..."); критиковали консервативную идеологию "Единой России" и, зачитав список депутатов Ленсовета, среди которых было немало научных деятелей, лауреатов различных премий, директоров крупных предприятий, предложили в качестве единой ценностной альтернативы сегодняшней властной бюрократии систему "Образованной России", «основанной на образовании, интеллекте и знании».
Не обошли стороной систему городского хозяйства, "рассчитанную не на удобство людей, а на отчеты перед сиятельным руководством". «Наш город напоминает молодящуюся женщину, накачанную ботоксом точно также, как город с отремонтированными фасадами, за которыми разруха. После зимы Петербург находится в ужасающем состоянии, ведь прошедшей аномально снежной зимой было разоблачено все нелепое, глупое и фальшивое», - дал довольно резкую оценку работе городских властей экс-депутат Пётр Лансков.
Порадовал собравшихся Лев Семашко, принявшийся с трибуны энергично рассуждать о некоем сферном подходе. «Ой, он опять про сферный подход, - удивился вошедший в зал руководитель Кировского районного отделения «Справедливой России» Геннадий Трусканов, - он нас еще тогда задолбал этим». «Как же его зовут... Он же тогда входил в комиссию по семье и детству. Точно! Семашко. Молодец! 20 лет прошло, а он продолжает про сферный подход», - с улыбкой похвалил своего коллегу эсер.
А в президиуме, где расположился председатель 21-го Ленсовета Александр Беляев, разгорались настоящие «баталии» за трибуну — Семашко превысил пятиминутный лимит и отчаянно не хотел расставаться с микрофоном, требуя две дополнительные минуты. «Вы говорите уже 6 минут 10 секунд! Выбирайте: либо вы укладываетесь в 30 секунд, либо завершаете свою речь сейчас», - обратился к неугомонному оратору Беляев. Однако тот все же затянул речь еще на три минуты. Впрочем, микрофон тут же был недемократично отключен, а Семашко под аплодисменты благодарных слушателей отправлен на место.
После чего участники конференции приняли итоговую резолюцию - в ее довольно мягком варианте. Вычеркнули призыв к ЗакСу отказаться от идеи присвоения звания почетного гражданина Петербурга Анатолию Собчаку посмертно. Впрочем, животрепещущая тема в качестве доклада на заседании все же прозвучала, запомнившись многим шуткой, озвученной членами президиума: «Все покойники равны, но некоторые равнее».
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"