Отставка начальника Санкт-Петербургской таможни Владлена Иванова и нескольких его высокопоставленных подчиненных — результат возбуждённого в феврале сего года скандального уголовного дела о контрабанде китайского ширпотреба. Помимо ВИП-отставок, уголовное дело привело к ликвидации двух постов Санкт-Петербургской таможни - Выборгского и Пискарёвского.
Любопытно, что эти события оказались на руку инициаторам планов государственного таможенного брокера «Ростэк» о строительстве собственных таможенных терминалов на российской границе.
Дорогой ширпортреб
В середине февраля Северо-Западная оперативная таможня выпустила ориентировку: на склад временного хранения «Конкорд», расположенный на терминале «Осиновая роща», может прийти партия контрабандного груза в адрес некоего ООО «Армал». На территории терминала располагается таможенный пост «Выборгский» Санкт-Петербургской таможни.
Ориентировка оказалась не случайной — уже через несколько дней груз прибыл, и после его досмотра было возбуждено уголовное дело по статье 188 Уголовного кодекса - «контрабанда». Выражаясь простым языком, при досмотре груза обнаружилась «игра весов»: масса дорогих грузов существенно занижалась. Ядерного оружия и наркотиков в задержанных фурах не оказалось — обычный китайский и турецкий ширпортреб. В общем, банальный «контрабас».
Однако, как нам удалось выяснить, инициатором возбуждения данного уголовного дела выступил лично начальник Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы РФ генерал Иванов. То есть, началось всё на очень высоком уровне. Смысловой вектор генеральской инициативы сводился к тому, что якобы зарегистрированный на подставных лиц «Армал» - лишь одна из составляющих масштабной контрабандной схемы, действующей в регионе. Однако, фактически возбуждено лишь одно уголовное делу по факту одной единственной поставки грузов.
К вам пришли
Этого дела вполне хватило для направления в Петербург специальной комиссии, состоящей из сотрудников центрального аппарата ФТС РФ. В результате её работы были выявлены многочисленные нарушения – намного более многочисленные, чем можно было предположить. И касались они сотрудников сразу двух таможенных постов Санкт-Петербургской таможни: Выборгского и Пискарёвского. Причём, речь шла о многократных систематических нарушениях, совершённых не только с участием ООО «Армал», но и с участием других коммерческих структур.
Судьбоносный документ, выпущенный членами авторитетной комиссии, называется «Заключение об итогах проверки в Санкт-Петербургской таможне и Северо-Западном таможенном управлении». Он содержит более 40 страниц описаний нарушений таможенного законодательства, допущенных, в том числе, сотрудниками упомянутых таможенных постов. Чтобы не запутаться в специфике, суть выявленных нарушений можно описать одной фразой: по мнению проверяющих, сотрудники Выборгского и Пискарёвского таможенного постов имели все основания полагать, что грузы «Армала» и других указанных в «Заключении» фирм нуждаются в очень пристальном внимании, но делали вид, что не знают этого. Таможенники, решили проверяющие, специально относились к импорту нескольких фирм формально, чем способствовали контрабанде.
Заканчивается «Заключение» категорично: за грубые нарушения служебной дисциплины следует уволить из таможенных органов всех первых лиц Санкт-Петербургской таможни и обоих проштрафившихся постов – Выборгского и Пискарёвского. Соответственно, речь идет про начальника Санкт-Петербургской таможни и его заместителя полковников таможенной службы Иванова и Курдюмова, начальников обоих постов подполковников таможенной службы Шендрика и Посредникова и их заместителей.
"Заключение" датировано 31-м марта сего года. А уже 5 апреля на сайте Северо-Западного таможенного управления появились сообщения об увольнении Владлена Иванова и его заместителя.
Ликвидировать всех!
Впрочем, если бы на этом всё закончилось, то ситуация укладывалась бы в рамки здравого смысла. Да, руководство Федеральной таможенной службы беспрецедентно жёстко отреагировало на очередную вскрытую контрабанду. Это можно только приветствовать, и когда-то такое должно было произойти. Совершенно неожиданно и непонятно другое: ликвидация и обоих таможенных постов. Всё-таки в любых нарушениях виноваты конкретные люди, а не стены со столами и компьютерами.
Нельзя не обратить внимание: все эти события происходили именно на тех постах, которые работают на базе единственных в регионе новых современных таможенных терминалов.
Выборгский таможенный пост, напомним, работал на базе терминала ООО «Осиновая роща», а Пискарёвский — на базе терминала ЗАО «Трансфера-Интернешнл». Ликвидация постов пока, прежде всего, создала огромные проблемы для владельцев грузов, проблемы, стоимостью в сотни миллионов долларов. Об образовавшихся в связи с этим очередях на пунктах пропуска писали все СМИ, на ситуацию пыталась повлиять даже петербургский губернатор Валентина Матвиенко - ничего не помогло.
Кроме того, перечёркнутыми оказались инвестиции владельцев обоих закрытых терминалов, которые, равно как и владельцы застрявших на границах грузов, совершенно не виноваты в том, что некое ООО «Армал» гнало контрабанду при попустительстве таможенников.
Информированные источники вспоминают в связи с этим о заявленной в конце прошлого года руководством ФТС РФ программе строительства сети крупных таможенных терминалов на местах пропуска грузов на российской границе. Основным интересантом этой программы является крупнейший в России таможенный брокер ФГУП «Ростэк». Реализация этого замысла сделает ненужными все терминалы, расположенные внутри нашего таможенного пространства.
Уволенные же первые лица Санкт-Петербургской таможни, похоже, просто попали под раздачу - если бы терминалы "Осиновая роща" и "Трансфера-Интернешнл" относились не к Санкт-Петербургской таможне, то Владлен Иванов и его подчинённые, скорее всего, продолжали бы спокойно работать.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»