В отношении водителя маршрутки, обстрелянной накануне сотрудником милиции, возбуждено уголовное дело. Очевидцы происшествия готовят обращение в прокуратуру, в котором опровергают официальную версию событий. А сами силовики уже как минимум один раз откровенно слукавили. Казалось бы, прошедшие сутки должны были внести ясность в инцидент на улице Глинки, однако с течением времени ситуация только запутывается.
Утро 9 апреля ознаменовалось для Петербурга рядом заявлений со стороны ряда правоохранительных ведомств по поводу инцидента, произошедшего накануне на улице Глинки, когда участковый уполномоченный 2-го отдела милиции УВД Адмиралтейского района Антон Косенков из травматики расстрелял маршрутный автобус № К-350. Для начала Следственный комитет при прокуратуре России (!) заявил, что проводится доследственная проверка. Из сообщения СКП следовало, что вечером 8 апреля маршрутное такси выехало на полосу встречного движения, подрезав милицейский автомобиль. А в ответ на замечание водитель повел себя по-хамски.
«Кроме того, в конфликт вмешались двое мужчин, решивших поддержать водителя микроавтобуса. В итоге завязалась драка, в ходе которой милиционер из принадлежащего ему травматического пистолета выстрелил по колесам маршрутного такси. Пуля, срикошетив, угодила в одного из нападавших», - озвучило первоначальную версию следствие, добавив, что по результатам проверки будет принято процессуальное решение.
И это решение не заставило себя ждать. Через несколько часов на свет родилось уголовное дело в отношении 27-летнего водителя маршрутки Артура Бакова. Он подозревается в применении насилия в отношении представителя власти - ч. 1 ст. 318 УК РФ. Следствие успело установить, что Баков нарушил правила дорожного движения, а участковый потребовал прекратить нарушать общественный порядок. Противный же водитель не только не прекратил грязно ругаться, но и даже ударил кулаком по лицу блюстителя порядка, который после это был вынужден применить оружие. Он сначала выстрелил в землю, а потом дважды в колесо маршрутки, одна из пуль срикошетила и причинила Бакову «незначительное телесное повреждение». Такова версия следствия, которая практически дублирует официальную позицию ГУВД по Петербургу и Ленобласти.
Описывая ситуацию, питерский главк делает акцент на том, что водитель маршрутки совершил опасный маневр, участковый, будучи при исполнении, лишь пытался остановить нарушителя, «чтобы вызвать наряд ДПС и зафиксировать факт нарушения ПДД, водитель автобуса не остановился, а продолжил движение, совершая опасные маневры». По версии силовиков, милиционер стрелял из травматики по колесам именно с этой благой целью. Но когда задуманное удалось, из маршрутки вышли трое и начали избивать стража порядка, а когда за него попытался вступиться прохожий, злодеи, не задумываясь, начали бить и его тоже. В результате: у сотрудника милиции гематомы и ссадины, у его заступника — сломан нос. В конце сообщения скромная приписка: «Медпомощь была оказана и водителю маршрутки».
Вроде бы все ясно и понятно: нарушителей в тюрьму, милиционеру - орден. Если бы не показания очевидцев, которые все как один заявляют, что Артур Баков никого не подрезал, а вот Косенков вел себя неадекватно. По словам пассажиров автобуса, прибывшие на место происшествия коллеги участкового попросту игнорировали их заявления о том, что это милиционер безо всякой на то причины начал палить по транспортному средству, переполненному мирными гражданами. Для того, чтобы их все же услышали, очевидцы собрали пресс-конференцию.
Анна Гринчук ехала в 350-й маршрутке на заднем сидении около окна со стороны водителя. «Все началось, когда на перекрестке Большой Подъяческой и Римского-Корсакова водитель высадил человека, - заявила пассажирка, - сзади нам начали сигналить, мы тронулись, и когда мы подъезжали к Прачечному мосту, «Шевроле» нас подрезал так, что автобус встал наискосок. С водительского места иномарки выскочил мужчина, наш водитель тоже вышел, тот (Косенков) его толкнул, Баков толкнул в ответ».
«Потом мужчина (Косенков) достал удостоверение, - продолжила рассказ Анна. - По-быстрому: достал-открыл-убрал и сразу взялся за пистолет, потом они орали друг на друга, сотрудник стал махать пистолетом, в итоге выстрел был сделан не в воздух, а в сторону ног нашего водителя. Потом они разошлись, мы поехали прямо по Римского-Корсакова, «Шевроле» свернул направо за мостом и, когда мы подъехали к перекрестку (поворот на улицу Глинки), там уже стояли двое, они начали стучать по маршрутке, потом чуть отошли в сторону, водитель дал по газам, и тогда пошли выстрелы, сколько их было, я не знаю, но стреляли по маршрутке».
«Там была серия выстрелов, он разрядил всю обойму, - утверждает другой очевидец Григорий Ноздрин, - ни одного выстрела в воздух не было, все - по машине, по колесам, я насчитал 10-12 выстрелов. Водитель был явно напуган, он не убегал, а пытался спастись». Также ,по словам свидетелей, на месте происшествия не было никакого человека со сломанным носом. «Это характерная травма, очень заметная, но такого человека там не было, - говорит Григорий. - Единственное, что я заметил, это то, что водителю что-то там прострелили, потом мне уже сказали что...». «Фонтанке» стали известны ФИО человека «с носом», но разыскать в Петербурге гражданина с такими данными мы не смогли...
Пассажирка Юлия Скороходова, которая, кстати, работает в Управлении службы судебных приставов, позвонила по телефону доверия ГУВД и продиктовала данные милиционера, которые тот после недолгих препирательств согласился назвать. По словам Юлии, свое поведение участковый объяснил тем, что у него был приемный день, он очень устал. «Подъехало около пяти машин ДПС, сотрудники за руку с ним (участковым) поздоровались, поулыбались, посмеялись, к нам даже не подходили, - заявила Скороходова. - Потом он (Косенков) стал садиться в машину - мы все в шоке: куда его отпускают. Тогда к нам подошел инспектор и сказал, что сейчас будут составлять протокол за то, что водитель высаживал пассажиров в неположенном месте, а до нас им дела нету, мол, мы - ДПС, вызывайте милицию». Представители МВД приехали только после второго звонка на телефон доверия ГУВД, переписав данные очевидцев, им заявили, что все могут быть свободны. Кроме, разумеется, Артура Бакова и еще двух пассажиров.
Как рассказал «Фонтанке» брат водителя Алим, незадолго до конфликта в автобус сели земляки Баковых. (Все они родом из Кабардино-Балкарии, Артур переехал в Петербург более пяти лет назад, через три года к нему приехал и Алим. Оба работают в «Питеравто», водят посменно одну машину.) «Конечно, когда все это началось, земляки вступились за моего брата, - говорит Алим, - а разве вы смотрели бы спокойно, как нападают на вашего знакомого. Брата закрыли в милиции, скорую помощь вызвали только после допроса, меня же не пускали в отдел вообще. Я до 4-х утра добивался, чтобы от меня приняли заявление, ночью ходил в прокуратуру, меня нигде не принимали. Если я нацмен, что я не человек что ли, не гражданин России?» По словам Алима Бакова, двое земляков до сих пор находятся в милиции, а брат по-прежнему в 15-й городской больнице. Медики зафиксировали у него сотрясение головного мозга и пулевое ранение в области ягодиц.
Резиновая пуля, по словам Бакова, вошла в тело на 12 сантиметров. Отметим, что Следственный комитет охарактеризовал это как «незначительное телесное повреждение». Кстати, по заверениям правоохранительных органов, водитель маршрутки то ли ушел, то ли сбежал из больницы, во всяком случае его не могут найти, для того, чтобы предъявить обвинение. Корреспонденту «Фонтанки» удалось довольно легко обнаружить Артура Бакова - в горбольнице №15 сообщили, что он переведен на отделение травматологии.
На вечер пятницы очевидцы происшествия были вызваны к следователям для дачи показаний. Свидетели, возмущенные поведением милиционера и заступничеством со стороны официальных структур, намерены обратиться с коллективной жалобой в прокуратуру.
История странная, непонятная, с какой стороны на нее ни посмотри. Столь мощная защита ГУВД и СКП могла бы быть объяснима, если бы речь шла не о простом участковом, которого проще уволить из органов, чем нарываться на бурю общественного возмущения. Но Антон Косенков — чист, прост и почти бессре́бреник, по крайней мере, пока не удалось выяснить обратного (авто зарегистрировано на его мать). Но также трудно представить, что семь незнакомых человек сговорились и начали «отмазывать» молодого кабардинца от правосудия.
Видео с сайта YouTube.com
Телеканал НТВ
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»