Жафяр Пончаев - легендарная для города личность. Недавно ему исполнилось 70 лет, почти половину из которых он бессменно руководит петербургской мечетью. В мусульманской среде его считают фигурой неординарной. С прессой муфтий Пончаев обычно общается очень кратко, «широкоформатные» интервью практически не дает. Но для «Тайного советника» сделал исключение.
От Романова до Матвиенко
- Жафяр Насибуллович, «круглые даты» - это всегда повод рассказать о том, что удалось сделать. В какие годы было работать труднее всего, легко ли было налаживать отношения с руководством города?
- В Ленинграде - Петербурге я служу без малого 34 года, и это были годы ежедневной кропотливой работы. Самое тяжелое и сложное время - 1990-е годы, когда мне пришлось противостоять многочисленным эмиссарам зарубежных исламистских фондов, распространявших в Петербурге реакционное течение в исламе - ваххабизм.
Каждый период моего служения был сложен и интересен по-своему. Я общался и с Григорием Романовым, и с Владимиром Ходыревым, у меня было хорошее взаимопонимание с Анатолием Собчаком и Владимиром Яковлевым, а с нынешним губернатором Санкт-Петербурга, госпожой Валентиной Ивановной Матвиенко, сложились, на мой взгляд, очень плодотворные и доверительные отношения. Я считаю, что это очень важно, когда духовные лидеры находят взаимопонимание и поддержку у руководителей города.
- Недавно в Петербурге была открыта мечеть в Приморском районе. Она была построена только на пожертвования. Какую сумму удалось собрать? Можете ли назвать самых крупных жертвователей?
- Новая мечеть в Коломягах пока работает в тестовом режиме. Там проводятся богослужения, и могут читать намаз около тысячи прихожан. Сегодня этого вполне достаточно, чтобы мусульмане Приморского и Выборгского районов могли исполнить свой религиозный долг. Что касается денег на строительство, то скажу, что основную финансовую помощь оказывали татары, которые и ранее помогали в ремонте главной мечети Петербурга. Пожертвования поступали также и от наших православных друзей. Отмечу, что исторически сложилось так, что именно татары всегда были стержнем и основой мусульманской общины города. И, кстати, в 2003 году татары отпраздновали не только 300-летие Петербурга, но и 300-летие татарской городской общины.
- Открывая новую мечеть, вы говорили о том, что уже с осени 2009-го в Петербурге начнет работу и новый Исламский институт. После этого стали раздаваться голоса об «опасности исламизации» общества… Открылся ли институт, и чему там учат?
- Я могу подтвердить, что Минюстом России уже проведена государственная регистрация Санкт-Петербургского исламского института религии и права, и я являюсь его ректором. Подчеркну, что мы будем выпускать не «ваххабитов» и не «салафитов», а имамов, которые будут проповедовать и распространять традиционный российский ислам, который исповедуют наши отцы, деды и прадеды вот уже 1130 лет.
«Где Гайнутдин - там беда!»
- Сколько мусульман живет в Петербурге, и кто они по национальному составу?
- По нашим данным, общее количество мусульман в городе сегодня составляет приблизительно 800 тысяч человек, это люди 22 национальностей. Как я говорил ранее, большинство из них - татары. С начала 1990-х годов в Петербурге начало расти количество мусульман из Закавказья, Средней и Центральной Азии, Северного Кавказа. Мне отрадно, что все здоровые силы мусульман сплочены вокруг дома Всевышнего Аллаха - мечети. Потому что мечеть - это не только религиозный центр, но и место духовно-нравственного и патриотического воспитания.
- Как вы можете прокомментировать недавние обыски, проведенные ГУВД и ФСБ в мусульманских молельнях, расположенных на территориях Сенного и Апраксина рынков?
Прежде всего скажу, что «альтернативные молельни» на Сенном и Апраксином рынках не имеют никакого отношения к Духовному управлению мусульман Петербурга и Северо-Западного региона России, но, думаю, нет дыма без огня, ведь в городе существует ряд организаций, например «Аль-Фатх», Санкт-Петербургский исламский культурный центр, «Мекка», во главе которых, по моему мнению, стоят одиозные, скандально известные личности - Джамалетддин Махмутов, Мухаммед Хенни, Ринат Валеев, пытающиеся посеять семена раздора среди мусульман. На мой взгляд, эти люди, в 1990-е годы активно навязывавшие нам ваххабизм, ныне пытаются отказаться от своего позорного прошлого, стараясь изобразить себя законопослушными гражданами. Но ведь факты говорят об обратном!
Так, насколько мне известно, правоохранительными органами в молельной комнате, расположенной в подсобном помещении Сенного рынка (арендатор комнаты - «Аль-Фатх»), найдены боеприпасы, наркотики и экстремистская литература. В помещениях, арендованных Исламским культурным центром «Источник», также изъята запрещенная экстремистская литература. Недалеко от них ушел и Ринат Валеев, возглавляющий организацию «Мекка». Все вышеназванные организации входят в структуру Совета муфтиев России, которой руководит Равиль Гайнутдин. Мое мнение такое: где Гайнутдин - там беда! Уверен, что любая религиозная организация обязана соблюдать законы той страны, где она существует, принося благо людям и пользу государству, но ни в коем случае не вред и беду!
Духовное управление мусульман Петербурга и Северо-Западного региона России неоднократно обращалось к законодательной власти с инициативами о внесении поправок в законы, касающиеся регистрации и работы местных религиозных организаций. Пока нас не услышали. Я считаю, именно поэтому расплодились разного рода секты, организации-двойники и лжекультурные центры.
- С 1 апреля во многих российских школах в виде эксперимента началось изучение основ религиозной культуры. Насколько, по вашему мнению, необходим подобный предмет?
- Конечно, нужно знать основы традиционных религий, исповедуемых в России. Но важно, чтобы преподаватель не перешел грань дозволенного, хитростью и обманом не навязал бы десятилетнему ребенку те или иные взгляды. К сожалению, сами родители в этом вопросе часто проявляют безразличие, подготовленных учителей мало, а в обществе все же существует бытовая ксенофобия. И в этом я вижу опасность.
«Я поддерживаю президента»
- Смертники, вставшие на путь джихада, в том числе и устроившие недавние теракты в московском метро, называют себя мусульманами. А признает ли их правоверными официальный ислам?
Да, в исламе есть джихад. Он объявляется высшим религиозным лицом государства в двух случаях: против внешнего агрессора, как, например, против немецко-фашистских захватчиков в 1941 году. И второй - против самого себя, ставя цель - воспитание своих духовных качеств, преодоление собственных недостатков. Что касается смертников, то это люди, которые подверглись психическому и наркотическому воздействию, учитывайте и то, что у всех них произошло какое-то личное горе. Я считаю их несчастными, заблудшими людьми, но в рай, который обещают им ваххабиты, их души не попадут. Потому что они - преступники, и гореть им вечно в аду! Мы, мусульмане России, последователи традиционного ханафистского мазхаба, считаем их экстремистами - раскольниками и реакционерами!
Ваххабизм никогда не исповедовался на территории России, он привнесен из-за рубежа, именно поэтому у эмиссаров ваххабитов есть значительные денежные средства. Задача МВД и ФСБ - прекратить это финансирование, нейтрализовать идеологов и лидеров ваххабизма в России. Теракты в московском метро, теракт в Кизляре - это звенья одной преступной цепи. В Дагестане 1 апреля этого года президент Дмитрий Медведев говорил о пяти принципах, необходимых для нормализации обстановки. Я поддерживаю президента и особо обращаю внимание на пятый пункт, где он подчеркнул необходимость укрепления нравственности, развития духовной составляющей и оказания помощи духовным лидерам традиционного российского ислама. Это крайне важно для достижения успеха.
В заключение нашей беседы я от имени Духовного управления мусульман Петербурга и Северо-Западного региона России еще раз выражаю искренние соболезнования родственникам погибших и пострадавшим от терактов. И молю Всевышнего Аллаха об их скорейшем выздоровлении! Уверен, что наша многонациональная Родина пройдет через любые испытания, а многовековая межнациональная дружба, любовь и уважение будут сильнее любого террора, и при этом наша Отчизна станет еще сильнее и сплоченнее.
Елена Роткевич, "Фонтанка.ру"