В связи с резко возросшей популярностью формата 3D объявлена всеобщая мобилизация монстров. В бой идут не только синеморденькие новобранцы с Пандоры, но и заслуженные хвостатые, чешуйчатые и клыкастые ветераны. В «Битве титанов» («Clash of the Titans») режиссера Луи Летерье под ружье решили поставить античных чудовищ.
За героизм с человеческим лицом отвечает ныне самый трехмерный из актеров – австралиец Сэм Уортингтон, герой «Аватара». На сей раз его Персей не пытается установить контакт с местным бестиарием, а попросту со всего маху крушит мифологическую братию направо и налево. В каком-то смысле это и называется «титаномахией».
Достоин восхищения факт, что в «Битве титанов» никаких титанов на самом деле нет (античная мифология вообще-то знает поименно детей Урана и Геи и ведет им строгий учет, согласно специализации каждого). «Битва титанов» – это типичное «рагу из зайца», для которого нужна хотя бы кошка. Кошка имеется. В этой почтенной роли выступает морское чудовище по фамилии Кракен – и это ничего, что фамилия древнеисландская, важно то, что Кракена (в отличие от, допустим, Левиафана, или безымянного древнегреческого обидчика Андромеды, иногда именуемого просто «кит») целевая аудитория помнит по его предыдущим выступлениям. Кракен был звездой шоу «Пираты Карибского моря» и прекрасно себя зарекомендовал. Не был бы он цифровым, студия бы разорилась на гонораре.
Единственный настоящий титан, которого, несомненно, победили авторы воистину «олимпийского» сценария и режиссер Летерье, – это Мнемозина, богиня памяти. Основы древнегреческой мифологии решительно преданы забвению. Персей всё еще сын Зевса, но уже не сын своей матери Данаи, той, на которую пролился золотой дождь (да и в самом деле, посмотрите на Данаю Рембрандта и на Сэма Уортингтона – ну никакого портретного сходства!), дождя не было, зато было темное дело с подменой мужа – в общем, история Амфитриона. Персей уже и не супруг Андромеды – ну не срослось тут что-то у сценаристов. Он, типа, встречается с другой девушкой. Девушку зовут Ио – но, что характерно, это не та Ио, которая когда-то была коровой (актриса Джемма Артертон гордо отвергла бы подобные инсинуации), эта Ио отягощена проклятием вечной молодости (отличная, кстати, фишка для первого свидания). Никакая Афина здешнему Персею не помогает, полезные артефакты (крылатые сандалии, шлем-невидимку, щит Афины) ему взять неоткуда. И апгрейдить этого героя меча и магии тоже нельзя. Очки опыта герою с лицом Уортингтона, судя по всему, не засчитываются.
Тут ведь дело не только в том, что «всё не так, как в книжке». Тут вопрос в том, что за книжка. Некоторые иллюстрации к ней опубликованы непосредственно на звездном небе: там и созвездие Персея, и Андромеды, и Кассиопеи – всё рядом, в ненарушимом порядке. Покушение на миф сродни покушению на мироздание. Видимо, если кто сейчас и способен, увидев карту звездного неба, тут же вернуть ее исправленною, то это не русские мальчики, а голливудские сценаристы. Для них «сорвись все звезды с небосклона, исчезни местность» – лишь бы душка-Кракен выползал исправно.
Тридцать лет назад, когда была снята оригинальная «Битва титанов» (ремейком которой является нынешняя) ничего подобного не происходило. Хотя с титаномахией там тоже было напряженно. Популярной астрономией тот фильм как раз и заканчивался. Современная «Битва» из старой заимствовала не сюжетные ходы, а именно то, что сейчас ценится превыше всего, – чудовищ. Макеты и кукольную анимацию заменили цифровые технологии. Летерье есть чем гордиться: его твари намного-намного больше. В фильме 1981 года были гигантские скорпионы-убийцы, – ну так тогда еще не знали, что такое по-настоящему «гигантские». Игрушечная горгона Медуза в старом фильме волочила за собой кукольный змеиный хвост – но нынешний хвост рекрутированной на роль Медузы российской модели Натальи Водяновой поистине достоин Великого Полоза! Он и длинней, и толще! Ну и Кракен в качестве приглашенной звезды тоже, разумеется, не подвел. И это не говоря уже о том, что в существовании крылатых коней как-то глупо сомневаться – до того они естественны на экране.
Но у Летерье не только чудища больше, чем у авторов первой «Битвы», – у него и идеи куда крупнее. И они чудовищны. На третьей минуте фильма выясняется, что люди взбунтовались против богов. Причины темны, предполагается, что всем и так понятно, почему. Угнетают, житья нет! Простой древнегреческий рыбак, приемный отец Персея, и тот хмуро кряхтит, что ему «надоело подбирать объедки». На Олимпе неспокойно: Аид (Ральф Файнс) затевает заговор против Зевса (Лайам Нисон). Богам в Аргосе никто не молится, рушат статуи, боги от этого хиреют, киснут и зовут Кракена. Но – и вот тут, внимание, нюанс! – чтобы победить чудовище, людям без помощи Зевса не обойтись. Персей, будучи воспитанным в демократических традициях, упорно отрицает свое полубожественное происхождение. Но его спутникам по квесту не до сантиментов: «Иди и молись своему чертовому отцу!» – в этой фразе старого солдата, пожалуй, и сосредоточена вся подростковая мифология нынешнего Голливуда, всё его простодушное богоборчество.
Если в первой «Битве» речь то и дело заходила о пьесах и стихах, то в нынешней много говорят о политике. И не случайно. «Сказочные помощники» у Персея подобрались прелюбопытные. Помимо двух лихих оборванцев, сбежавших из какого-нибудь «Багдадского вора» или «Али-Бабы», в деле фигурируют джинны – укротители скорпионов, с физиономиями, похожими на обугленные головешки. Но с лица воду не пить, зато, умирая, эти существа трогательно твердят: «Вместе!» – чем подтверждают крепость мифологического интернационала. Если учесть, что вскоре на экраны выходит «Принц Персии», можно предположить, что за Ближний Восток Голливуд взялся всерьез. Хотя – во имя толерантности – джиннов могли бы сделать посимпатичней. Но, видимо, еще не время.
Кстати, Время – то есть Кронос – вот еще один титан, с которым Летерье пытается бороться, но безуспешно. Ради победы над хронометражом, судя по всему, фильм был изрядно порезан – некоторые актеры лишь едва успели мелькнуть в кадре, большинство богов и вовсе могли сыграть статисты. Аргосский ветеран в царстве Аида готовился было увидеть свою покойную дочь, даже что-то начал рассказывать, но вместо дочери – монтажный стык. Зато скорпионы терзают путников безбожно долго. В конце концов, «Битва титанов» Летерье затеяна ради них и сводится к нехитрому мифологическому зверинцу со спецэффектами. Но это сейчас режиссер Летерье, судя по его победным реляциям, думает, что схватил за волосы Тюхэ (ее еще принято называть Фортуной). Мнемозина мстительна, и «Битву титанов», скорее всего, забудут еще до того, как выйдут «Битва титанов-2» и «Битва титанов: Персей встречает Франкенштейна».
Лилия Шитенбург
«Фонтанка.ру»
Фото: Warner Bros. Pictures.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»