Gotan Project не были первыми, кто выдумал коктейли из лаунжа со всяческими южноамериканскими мотивами. Зато, четко ориентируясь на избранный стиль, они умудрились вдохнуть новую жизнь в танго – по крайней мере, в том виде, в каком его готовы танцевать в наше время. Европейский тур, посвященный выходу нового альбома «Tango 3.0», Gotan Project начали с Петербурга.
В процессе поисков материалов по Gotan Project из интернета вывалилась смешная страничка. Один из сайтов горячо рекомендовал франко-аргентинскую троицу, называя ее «Олимпом фоновой музыки». Следующий пассаж невозможно не процитировать целиком, с сохранением орфографии и пунктуации: «Любой посетитель кафе услышев знакомые звуки Gotan Project мог сразу с поставить 5 балов (из 5-ти) заведению т.к. он понимал что владельцы заведения в аккурат следят за последними тенденциями и показывают высокий уровень в музыкальном оформление, а значит и в остальном заведению можно полностью доверять».
Собственно, Gotan Project вытянули счастливый билетик массовой популярности не столько из-за интересной концепции, сколько благодаря «маленьким кофейням с шикарной кондитерской». И если до таких классиков, как Астор Пьяццолла или Карлос Гардель, доберется не каждый охотник, то Gotan Project действительно стали музыкальным фоном: кафешки, «Секс в большом городе», «Двенадцать друзей Оушена», телереклама и прочие симпатичные штучки, не требующие копания в истории музыки. Танго – это шик, мулаты в белых штанах, атлантический прибой: одного упоминания достаточно, чтобы настроение улучшилось. А если танго красиво склеено с современной негрузящей электроникой, то становится совсем хорошо. К тому же музыканты в проекте подобрались со стажем и знаниями: ощущения, что тебе подкладывают дешевую подделку, от «готановских» альбомов никогда не возникало.
Перед концертом в Мюзик-холле реклама разлеталась направо и налево. Там флаеры с приглашениями на местные милагры, здесь – в ресторан со стейками. Работа у милых девушек кипела: на Gotan Project толпой валили и поклонники страстных танцев, и любители аргентинской говядины. Зал оказался забит до отказа, тех, кому не нашлось мест, пускали в оркестровую яму. О том, чтобы танцевать, правда, речи не шло: стояли плотно.
Техничность Gotan Project ничего, кроме восхищения, не вызывает. То, что в наши дни теоретически можно воспроизвести при помощи одного ноутбука и сэмплера, группа играла вживую и вполне качественно. Гитарист Эдуардо Макарофф картинно и в то же время естественно принимал красивые позы, по флангам стояли стопки клавишных и всякой электроники, с которыми разбирались Кристоф Мюллер и Филиппе Коэн Солаль. Горячий парень по центру растягивал меха бандонеона, рядом – знойная вокалистка и сессионщик за роялем. Выше всех расположилась барышня со скрипкой и трубой, временами бравшая в руки также их странный гибрид – вроде и электроскрипка, но из нее торчит раструб, наподобие граммофонного. Мистический инструмент использовался, когда струнные партии надо было искусственно «размножить». Оделись все музыканты по аргентинской моде в костюмы и декольтированные платья – можно прямо с концерта отправляться на милагру.
Подсвеченные барабаны с буквами, сложенными из фигур обнаженных девушек, отсылали к оформлению нового альбома «Tango 3.0». Однако программа концерта, заточенная под новые композиции, показала интересную тенденцию. Gotan Project постепенно двигаются в сторону традиционной танцевальной электроники. То в одной, то в другой композиции, начав для затравки с «базовых элементов» танго, музыканты раскочегаривали свою машинерию и выруливали на прямую дорожку. От аргентинских прелестей оставались лишь отдельные детальки – типа всхлипов бандонеона и гитарных аккордов. Подложи вместо них что-нибудь еще, звук бы особенно не изменился. Специфический ритм уступил место вполне привычным четырем четвертям – только светящиеся барабаны и напоминали, что здесь изначально собирались играть танго.
Аргентинской страсти тоже недоставало. Так многочастная и исключительно танцевальная «Pan-Americana», хотя и вместила в себя всевозможные навороты – даже фри-джазовые прогоны, – больше напоминала повсенощный ню-джаз. Зато теперь Gotan Project могут похвалиться, что написали собственный «Autobahn» или «Trans-Europe Express»: по меркам лаунж-музыки вещь получилась весьма концептуальной. В принципе, уже через полчаса выступления стало понятно, на что будут похожи следующие композиции, оставалось только вылавливать из них наиболее обаятельные: вроде «Diferente». Играли «Готаны», однако, грувисто, легкая музыка вживую звучала плотно. Это уже были не пирожные, скорее – пирог с мясом.
Кристоф Мюллер, обставленный электроприборами, помахивал удивительным гаджетом из двух рукояток с кнопками, соединенными проводом, – эдакими электронными кастаньетами, с помощью которых запускались ритмические рисунки. Один раз он, правда, сбился, но группа среагировала на четвертьсекундную задержку так, будто ее отрепетировала. Музыкой дело не ограничивалось: Gotan Project крутили еще и дивное кино. На экран гнали в основном изображения девушек в разных видах – танцующих и листающих книги, в подобающих танго платьях и даже с оленьими головами. Оценить концертный видеоарт лучше всего удавалось, когда он был непосредственно связан со звуковым рядом. В одной из новых песен Gotan Project прямо с экрана подыграла пятиметровая цыпочка с арфой, на «Mi Confesion» читающий текст рэпер «вышел» из-за края экрана, а в «Pan-Americana» живой девушке с трубой по-джентльменски помог виртуальный коллега с тромбоном.
Пожалуй, главное, что доказали Gotan Project на концерте, – насколько интеллектуальной и живой может быть музыка, которую растаскивают для незамысловатого досуга. Прогресс команды налицо, пусть танго и оказывается для них уже скорее брендом, чем направлением, а техническое качество превалирует над эмоциями. Под конец выступления музыканты, будто решив напомнить, с чего всё начиналось, сыграли «Queremos Paz» из первого альбома «La Revancha Del Tango», где напоследок дали не только техники, но и страсти. Сомлевшая публика провожала группу овацией – теперь можно было вдарить по пирожным.
Макс Хаген
«Фонтанка.ру»
Фото: flickr.com
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»