Всю историю Санкт-Петербурга его населяли нормальные, живые люди, а не мемориальные доски — а в городе, помимо заседаний Государственной думы, проходили столкновения извозчиков и трамваев, поэтические вечера и пьяные драки. Убедиться в этом сможет любой горожанин, посетив курс лекций «Живая история Петербурга» Льва Лурье в галерее искусств Kgallery.
«У нас в своё время возникла такая наука — градоведение, — сказал Лев Лурье в беседе с корреспондентом «Фонтанки». — Возникла она в начале двадцатых годов, когда Николай Анциферов выпустил свой известный труд «Душа Петербурга». Однако наука эта, которая успешно развивается до сих пор и входит в программы любых арт-колледжей на Западе, у нас в сталинские времена была заменена краеведением — то есть дисциплиной, которая украшает город мемориальными досками, информирующими нас о том, что здесь тогда-то жил такой-то, и мало что дающими уму и сердцу».
«Дело здесь вовсе не в том, что краеведение — это плохая наука; просто история архитектуры, градостроительство, история культуры и археология — всё это существует разрозненно, само по себе. Города как такового, в чистом виде, просто нет: это всегда — некое послание и некий миф. И мы часто живём разными мифами, вроде того, что «Ленинград — колыбель трёх революций», или «Петербург — это Англия, а Москва — это Америка», или «Петербург — криминальная столица России», не понимая, откуда и почему эти мифы произрастают», - объяснил известный историк и телеведущий.
Лев Лурье — один из самых остроумных петербургских журналистов и педагогов, возможно, знает о жизни дореволюционного Петербурга больше, чем кто-либо другой. Однако ему скучно в жестких рамках конкретной эпохи.
«Понимаете, можно сказать, что мы все живём в очень красивых, уникальных декорациях, — говорит он. — Но в одном и том же оформлении, в зависимости от наших знаний, увлечений и даже нашего настроения могут разыгрываться совершенно разные сюжеты: от сцен из жизни Раскольникова до совместного распития портвейна Найманом, Довлатовым и Бродским — или, скажем, «чикагских боевиков» романов Андрея Константинова из жизни девяностых.
Знаний одной истории просто недостаточно, убеждён Лурье: «Мы ходим по городу, как будто читая некий текст, написанный на церковнославянском языке — что-то понимаем, а что-то — совсем нет. Между тем, каждый дом, каждая улица — это не просто здания. Архитектура — это своего рода массовое искусство, сродни оперетте — если вспомнить известное определение, что архитектура — это застывшая музыка. Можно этой музыкой просто любоваться, а можно ещё и понимать — почему вот это окно в стиле «модерн» сделано полукруглым а вон то — овальным; почему дом Мурузи был выстроен в мавританском стиле, и так далее — ведь всё это не «капризы архитектора», а некое послание — как, кстати, и попытка выстроить башню «Газпрома» на Охте».
«Я начинаю свой курс лекций с эпохи барокко и заканчиваю, так сказать, эпохой Матвиенко, — продолжает Лурье. — И о каждом периоде хочу рассказать именно о том, что в ту или иную эпоху имели в виду».
«Курс «Живая история Петербурга» был специально подготовлен автором по нашей просьбе, — рассказала в беседе с журналистом «Фонтанки» директор Kgallery, искусствовед Кристина Березовская. — На своих лекциях в галерее искусств он предложит слушателям задуматься надо многими вопросами, о которых мы просто обычно не думаем — либо от недостатка времени, либо по причине кажущейся их простоты.
Мы организовываем эти лекции по принципу Edutainment — то есть, обучения и развлечения в одно время. В камерной атмосфере галереи у небольшой группы из двадцати человек будет возможность не только слушать, но и свободно пообщаться с лектором, задав ему любые вопросы. А темы лекций Лурье говорят сами за себя: «Екатерина – языческие храмы на чухонских болотах»; «От Ленина до Жданова – Рим, ставший Помпеями»; «От Дмитрия Лихачева до Сергея Шнурова – гнилостное брожение Северной столицы», и так далее».
Курс из десяти лекций пройдёт в галерее искусств Kgallery с 27 апреля по 6 июля.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"