Дорожники отчитались о перспективах реконструкции Петербургского шоссе на подходе к городу Пушкин. Перед строителями было поставлено обязательное условие, что движение в полном объёме по всем шести полосам должно быть открыто к 15 июня. Впрочем, похоже, что новый участок возвели не столько для жителей Пушкина, сколько для тех, кому в скором будущем придётся объезжать закрытое Московское шоссе.
В конце 2008 года было открыто движение по обновлённому Витебскому проспекту, которое стало дублирующей трассой для тех, кто направляется в Пушкин. С этого момента можно было не толкаться по Московскому шоссе, и не боятся застрять в пробке на переезде или у аэропорта из-за приёма очередных важных гостей города. Однако сразу стало понятно, что пропускная способность Петербургского шоссе от Витебского проспекта до Пушкина исчерпана. В связи с этим была начата реконструкция участка от Витебского проспекта до Детскосельского бульвара. Этот небольшой фрагмент шоссе (всего в полтора километра) был шириной всего 7 метров с одной полосой движения в каждом направлении. Был на нем и весьма опасный мост через речку Кузьминка.
Работы были начаты в декабре 2009 года, а полностью закончить их планируется к декабрю текущего года. По проекту реконструкция должна были вестись 18 месяцев, государственным контрактом её «ужали» до 12. Перед строителями было поставлено обязательное условие, что движение в полном объёме по всем шести полосам должно быть открыто к 15 июня. Ведь предстоит празднование 300-летия Царского Села и прибытие многочисленных делегаций.
Благоустройство и посадку зелёных насаждений будут доделывать ещё полгода. Так что полноценного подарка к юбилею город Пушкин, к сожалению, пока не получит. А как спешка скажется на качестве, мы сможем оценить через несколько лет. Например, на продолжении Витебского проспекта от Шушар до Петербургского шоссе уже заметна лёгкая колейность, а на самой дороге ощутимо покачивает, особенно большие автобусы, что говорит о значительных поперечных просадках полотна.
Работы по реконструкции шоссе обошлись бюджету в 800 миллионов рублей. Межремонтный срок службы, по словам заместителя руководителя КБДХ Андрея Левакина, составит 7 лет. За это время должен «выноситься» верхний 5-ти сантиметровый слой асфальта. Полный срок службы дороги 11 лет. В ходе строительных работ проезжая часть расширяется до трёх полос движения в каждом направлении. В середине обустраивается разделительная полоса с мачтами искусственного освещения. Для каждого направления возвели свой мост через Кузьминку.
Под мостом расположили пешеходный переход, который соединит две автобусные остановки у Кузьминского кладбища. Так что сдерживать движение на этом участке пешеходы не будут. Одновременно к переходу, помимо лестниц, ведут и серпантины тротуаров, по которым смогут на другую сторону перебраться люди с ограниченными возможностями и велосипедисты. Про последних вспоминали особенно часто ещё на Витебском проспекте. Оказывается, что при движении из города для пешеходов предназначен только правый тротуар, а вот левый – это велосипедная дорожка. Объяснить различие представители КБДХ затруднились, ограничившись словами о «разной конструкции тротуаров». Правда, знаков, разъясняющих такое разделение, замечено не было.
Заметим, что планы дорожников скорее всего приведут к такой ситуации, что станет ясно - новый участок возвели не столько для жителей Пушкина, сколько для тех, кому в скором будущем придётся объезжать закрытое Московское шоссе. Ведь КБДХ собирается полностью закрыть на реконструкцию участок Московского от Московской Славянки до Шушар. Поэтому часть транзитного потока пойдёт по продолжению Софийской улицы, а часть – через Пушкин.
Журналисты обратили внимание на то, что даже после реконструкции от Детскосельского бульвара Петербургское шоссе вновь становится узким, хотя и не настолько, как это было прежде. Теперь здесь по две полосы движения в каждом направлении. Но вопрос про «бутылочное горлышко» вызвал резкий ответ со стороны чиновников и проектировщиков, которые сослались на то, что здесь уже начинается улично-дорожная сеть Пушкина и автомобили будут «рассасываться» по ней.
Ещё один вопрос вызвал некоторое недовольство у Андрея Левакина. Вопрос касался парковки у Кузьминского кладбища. Ни для кого не секрет, что в дни поминовения усопших на всех кладбищах Петербурга наблюдается стечение народа. Раньше перед кладбищем существовала небольшая площадка, где все посетители могли оставить машину. В ходе реконструкции шоссе придвинулось к кладбищу, а вся близлежащая территория подвергается перепланировке. В результате парковка практически пропадёт. Чиновник ответил на это беспокойство, что он не понимает, почему машины посещающих кладбище должны стоять на улично-дорожной сети, и зачем для них предусматривать парковку. К нему присоединился и проектировщик гендиректор ООО «Инжтехнологии» Борис Шендерей, который сообщил, что на этом кладбище покоится его брат, и у него никогда не было проблем с парковкой, поскольку на территорию кладбища можно проехать на машине. А вообще проектированием и строительством парковки при кладбище должны заниматься те, кто отвечает за кладбища, а не за дороги. С этим утверждением поспорить трудно, но все прекрасно знают, что происходит на том же проспекте Александровской Фермы, где вместо газона вдоль кладбища «Жертв 9-го Января» вполне можно было бы сделать дополнительный ряд для парковки автомобилей.
Тем более, что даже если парковку и возведут на территории кладбища, то вот выезжать с неё и двигаться к Пушкину будет уже сложно. Этому будет препятствовать разделительная полоса, а на пересечении Витебского проспекта и Петербургского шоссе вряд ли предусмотрен разворот. А это значит, что тем, кто захочет добираться до кладбища из Пушкина не на автобусе, придется проехать несколько лишних километров. Светофора у выезда с кладбища также будет. Они предусмотрены только на пересечении с Детскосельским бульваром и Витебским проспектом.
Возможно, что эта проблема отчасти решится, когда на пересечении Витебского проспекта и Петербургского шоссе возведут многоуровневую развязку. Через некоторое время строительная техника вновь вернётся сюда, чтобы построить несколько эстакад. Это строительство есть в планах на 2012-15 года. Одновременно с этим будет производиться расширение Петербургского шоссе в сторону Пулковского - ведь в самой середине перегона запланировано строительство громадного выставочного комплекса и одноуровневый светофор с двухполосной дорогой просто не справятся с потоком автомобилей в этом районе.
О перспективах зоны рассказал Борис Шендерей. Его компания «Инжтехнология» по заказу частного лица как раз разработала ситуационный план и занимается проектированием реконструкции дороги. Он также посетовал на то, что большая стоимость дорог в современной России связана переносом, в ходе работ, большого количества коммуникаций. Например, в районе нынешнего строительства вынесено только телефонных линий более 36 километров. Если бы эти расходы можно было переложить на плечи собственников сетей, как это делается во всём мире, то стоимость дороги по оценке Бориса Шендерея упала бы на 30%, как минимум.
Владимир Фёдоров, "Фонтанка.ру"