Детское кино, пожалуй, единственный жанр, в котором еще не успел отметиться новый русский кинематограф. Все остальные форматы – комедия, мелодрама, детектив и экшен – им уже охвачены и даже обзавелись своеобразными образцами жанра, а в детском кино до недавнего времени наблюдалась настоящая потеря традиции. Мультики не в счет. А потом как прорвало.
В прошлом году вышла голливудоподобная «Книга мастеров», а в этом – «Легенда острова Двид», снятая режиссером Анарио Мамедовым. И если «Книга» оказалась неудачной попыткой применить голливудские стандарты на почве посконных сказочных сюжетов, то «Легенда острова Двид» – полноценный плод родных осин. Хотя бы потому что в основе сценария – книга широко известного в узких кругах любителей отечественной фантастики писателя Владислава Крапивина «Дети синего фламинго». Однако это название не должно ввести вас в заблуждение. Речь в фильме не про детей индиго, а про обычного мальчика Женю Ушакова, ученика 5-го «Б».
В один прекрасный момент с этим вполне заурядным мальчиком начинают происходить всякие чудесные вещи. Сначала вокруг него принимается маячить загадочный человек в черном плаще и шляпе (Даниил Спиваковский). Потом Женя оказывается в странном доме с кучей коридоров и лестниц. А потом герой обнаруживает в этом доме дверь, через которую попадает на некий остров Двид. Остров населяют очень приветливые аборигены, одетые в одинаковые курточки и туфли с пряжками.
Самым приветливым среди них оказывается правитель острова Тахомир Тихо (опять Даниил Спиваковский), который встречает Женю как родного, угощает вкусными вещами и укладывает почивать на мягкую кровать в своем дворце. Однако ночью к почивающему является тот самый человек в черном (по-прежнему Даниил Спиваковский), представляется советником Ктором Эхо и рассказывает, что на самом деле на острове дела очень плохи, жители стонут под гнетом тирана Тихо, который не разрешает детям смеяться и шалить. А тех, кто шумит и не моет руки, отдают на съедение гигантскому спруту по имени Мо Фо. Ребятня и взрослые пропадают зря. Ждут не дождутся юного рыцаря из старинной легенды, который явится из другого мира и освободит их от гнета. А Женя тот самый рыцарь и есть.
Перво-наперво подводит мальчик. Герой не спешит спасать местных страдальцев. У него и без того проблем навалом. Учителя строгие, да еще и родителей в школу вызвали. Черствость героя совершенно деморализует зрителя. Хотя бывали прецеденты: изредка главными персонажами киносказок становились не шибко альтруистичные дети. Взять хотя бы парочку Оля-Яло из «Королевства кривых зеркал»: эти ради пирожного и газировки поначалу были готовы на всё. Но они-то перевоспитались, а Женя Ушаков, хотя и превращается к концу фильма в полноценного героя-освободителя, доверия по-прежнему не вызывает – уж больно плохо играет свою роль юный Алексей Князев.
Чудесами сказка тоже не блещет. То ли фильму не хватает бюджета, то ли режиссерской фантазии. Несмотря на причудливые наряды местных жителей, гигантских синих фламинго и металлического спрута, периодически вылезающего из моря, мир острова Двид остается не более чем картонной декорацией и набором плохо сделанных компьютерных спецэффектов. И если со спрутом еще можно как-то примириться ввиду его трогательного сходства с Железным Дровосеком из старого мультфильма, то синий фламинго не выдерживает никакой критики.
Недостатки визуальной части мог бы компенсировать неожиданный сюжет, но и тут фильм терпит фиаско. История про остров Двид – плохо смешанный коктейль из «Королевства кривых зеркал», «Марьи-искусницы» и «Гостьи из будущего». Сюжетные повороты зритель может просчитать на раз. Авторы, кажется, и сами понимают, что количество общих мест в их фильме превышает любые санитарные нормы. И позволяют себе толику самоиронии. Герой попадает в гнездо фламинго, обнаруживает среди хлама (в гнезде неубрано) круглые очки, незамедлительно цепляет находку на нос и, размахивая прутиком, что твой Гарри Поттер, кричит: «Экспекто патронум».
Неуместными кажутся попытки режиссера намекнуть на сходство сказочной тирании и новейшей российской истории, портреты тирана Тихо, развешанные по всему городу, и злодей-провокатор в образе Че Гевары (и снова Даниил Спиваковский). Чтобы нагружать сказки политическими аллюзиями, как Евгений Шварц, надо сначала научиться рассказывать сказки.
Единственным источником чудес в «Двиде» может считаться неоднократно упомянутый выше Даниил Спиваковский, который играет сразу четырех персонажей. Дай ему волю, он бы, наверное, и главного героя сыграл – такой у него обнаруживается актерский темперамент. В какой-то момент его многоликость начинает напоминать шизофреническое раздвоение личности, которым страдал маньяк-убийца из фильма Альфреда Хичкока «Психоз». Как известно, тот парень любил переодеваться собственной мамочкой и резать ножом малознакомых девушек. Сходство Спиваковского и хичкоковского маньяка обостряется до опасного предела, когда артист надевает женский парик и смотрит в камеру с нежной улыбкой. Невольно ждешь, что сейчас он достанет из-за пазухи тесак и покрошит припавших к экрану малюток на мелкие кусочки. Опасения оказываются напрасны, но терять бдительность не стоит. Нам, кажется, грозит «Двид-2».
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
Фото: «Панорама кино»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»