30 апреля в Музее истории Петербурга открывается выставка к 120-летию архитектора Давида Бурышкина – «От конструктивизма к сталинскому ампиру». Более 20 архитектурных листов представляют автора домов культуры и жилищных массивов, вокзалов и типографий. Также покажут фотографии, документы и личные вещи товарища Бурышкина.
Давид Бурышкин (1890-1959) закончил Высшее художественное училище при петербургской Академии художеств в канун революции, в 1916 году, и после недолгого периода работы помощником у крупных неоклассиков Владимира Щуко и Ивана Фомина влетел в самое пекло конструктивизма. Он занимался вопросами изменения плана города, активно участвовал в архитектурных конкурсах, проектировал дома и дворцы культуры – правда, выигрывали проекты других архитекторов, а Бурышкину досталась менее пафосная область жилищного строительства.
И вот тут он развернулся, придумав на редкость радикальную схему разделения граждан по уровню идейности и политической грамотности. Согласно Бурышкину, самые продвинутые строители коммунизма должны были доказать свою верность курсу партии, живя в домах-коммунах: одинаковые для холостых и женатых небольшие комнаты – «кабины», дети в отдельном корпусе, душ тоже. Неподалеку должны были разместиться комплекс бытового обслуживания, фабрика-кухня, зона отдыха. Для людей менее идейных планировались дома переходного типа, а несознательные граждане оставались в старых домах. Такая грандиозная конструктивистская утопия предназначалась для острова Декабристов, но проект не был осуществлен. Построить удалось жилой массив на улице Ткачей (1926-1927) – скромные симпатичные двух-трехэтажные домики с громадными газонами.
А дальше были 1930-е годы и сталинский ампир, Бурышкин работал в крупнейшей проектной организации города, тресте «Ленпроект», и со своей неоклассической выучкой успешно вписался в новую тенденцию. Здание типографии газеты «Правда» (1935), Заневская площадь, неосуществленный проект Дома Советов Выборгского района, после войны – восстановление разрушенных зданий в Ленинграде и области. Бурышкин не был выдающимся архитектором, но в его работах отчетливо видны идеологические и стилевые метаморфозы, которыми жила ленинградская архитектура в 1920-50-е годы.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»