Министерство образования и науки России, обеспокоенное публикациями в СМИ о новой реформе, решило объяснить гражданам страны, что образование для их детей платным не будет. И еще больше запутало ситуацию. Чиновники утверждают, что просто хотят дать школам больше самостоятельности. Подробности выяснил корреспондент «Фонтанки».
Закон о реформе государственных учреждений был принят Государственной думой еще в пятницу, 23 апреля. 28-го числа его одобрил Совет Федерации. Большинство россиян склонны полагать, что в 2011 году образование в стране станет платным. Опасения основаны на том, что принятый закон дал право школам самостоятельно зарабатывать себе деньги.
Впрочем, верящие в здравомыслие законотворцев люди могут обратиться к статье 43 Конституции России. Напомним, что в ней говорится: каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность (!) дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В то, что парламентарии решили пойти против основного закона государства, все же не верится, хотя, конечно, всегда возможны какие-то хитрые уловки для того, чтобы назвать белое черным.
«Суть законопроекта применительно к системе общего образования — предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования», - так ответило Министерство образования и науки сомневающимся.
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, из бюджета выделят средства на все (!) обязательные школьные предметы: это - русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
Отметим, правда, что, по информации «Фонтанки», образование школьников Петербурга сейчас оплачивает городской, а не федеральный бюджет. Только на учебный процесс одного школьника, по нашим данным, выделяется от 31 000 до 500 000 рублей в год, и сумма эта зависит от статуса образовательного учреждения. Кроме того, каждый ребенок еженедельно должен прослушивать курс лекций, состоящий из 20 (для начальной школы) — 36 (для старших классов) часов. При этом сокращение расходов на образование в ближайшие годы не планируется. Так что, о каких деньгах заявляют в министерстве, — совсем непонятно.
Сенатор от Петербурга в Совете Федерации Виктор Евтухов отметил в разговоре с «Фонтанкой», что проект закона впечатляет своими размерами - он составляет более 200 страниц. А вот его последствия СМИ, на его взгляд, преувеличивают, и необоснованно нагнетают обстановку - никакого появления платного среднего образования не будет.
«Просто подход к образованию станет более гибким. Сейчас многие родители часто жалуются на то, что школьная программа стала неподъемной для ребенка. Время диктует расширение программы и появление новых предметов, и все это происходит за счет личного времени ребенка. В дальнейшем родители сами смогут формировать школьное расписание своих детей, исходя из приоритетов ребенка и того, какое высшее образование он намерен получить, - сообщил корреспонденту «Фонтанки» Виктор Евтухов. - Думаю, что процесс профессиональной ориентации школьников станет более активным. С юридической стороны проект закона меняет лишь способ предоставления бюджетных средств бюджетным учреждениям. Произойдет переход от сметного финансирования к плановому заданию, кстати, в Петербурге оно уже давно не сметное. Задание будет определять учредитель в лице правительства города. Полагаю, что это будет делаться на основании федеральных образовательных стандартов, которые будут определять образовательный минимум, которые бюджетное учреждение должно будет выполнять. Поэтому самый тонкий вопрос - это установление минимальных образовательных стандартов и порядок определения нормативов финансирования затрат».
Чем обернется принятие законопроекта и что изменится, предположить пока все же трудно. Вполне возможно, что реформа обернется лишь повсеместным введением нормативно-подушевого финансирования. Напомним, что в Петербурге подобная форма поступления средств на счета образовательных учреждений действует уже несколько лет. Суть ее, по выражению городских чиновников от образования, сводится к тому, что «деньги идут за учеником», то есть расчеты ведутся исходя из количества учеников в школе.
Возможен и еще один вариант перехода на новую правовую форму работы российских образовательных учреждений — они просто станут автономными. Подобный эксперимент в Петербурге также уже начали проводить. Однако произошло это совсем недавно и о результатах пока говорить рано.
Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"
Поделиться