30 апреля 2010 года комитет по транспорту объявил конкурс на право пассажирских перевозок в 2011-2015 годах в Петербурге. Маршруты для частных перевозчиков разделили на 138 лотов, за которые им предстоит борьба. С городских улиц должны исчезнуть маршрутные “Газели”. О регулируемом тарифе, который планировалось ввести на общественном транспорте, в конкурсной документации не сказано. Однако упразднено понятие “коммерческие” и “социальные” маршруты.
Количество лотов по сравнению с первым конкурсом 2005- го года выросло почти в пять раз. В 138 лотах умещаются 592 городских маршрута, это в среднем по 4 маршрута на лот (в реальности есть лоты и по 2-3 маршрута и по 10-15). В комитете по транспорту считают, что разделение на большее количество лотов позволит минимизировать риски, связанные с обеспечением перевозок населения. Например, если на каком-то из маршрутов возникнет ситуация, требующая расторжения договора, перевозчика будет легче заменить, не создавая неудобств для пассажиров.
Иначе говоря, логика чиновников следующая: сейчас отстранить перевозчика, обслуживающего по одному договору “большой куст” маршрутов практически невозможно, даже если его автобусы все время попадают в ДТП. Сразу же встанет вопрос – кто в состоянии заполнить образующуюся брешь? Если перевозчик обслуживает маленький лот, как по задумке должно быть со следующего года, замену можно провести практически безболезненно.
Лоты скомпонованы по географическому принципу. 103 городских маршрута комтранс на конкурс не выставил - они обслуживаются ГУП “Пассажиравтотрансом”.
Особое внимание в конкурсной документации уделено состоянию подвижного состава перевозчиков. Городские власти при определении победителей конкурса будут отдавать преференции тем, у кого в автопарке есть современные автобусы с низким полом, экологическим стандартом не ниже Евро-3, антиблокировочной системой тормозов и прочими атрибутами, влияющими на комфорт и безопасность. При этом в комтрансе понимают, что перевозчики не могут в один момент закупить новый и современный состав и отвезти на металлолом автобусы, курсирующие по городу в настоящее время. Такого экстренного вмешательства не выдержит бюджет ни одной организации. Поэтому в конкурсной документации предусмотрено следующее: указаны основные технические условия – некий эталон, которому в идеале должны соответствовать городские автобусы, и альтернативные условия, которые составлены исходя из определенных требований к качеству техники. К альтернативным требованиям относится соответствие автобусов стандарту не ниже Евро-2, а также российским ГОСТам. Однако, условия по обновлению автопарка будут жесткими – автобусы старше 7 лет должны заменяться на новые, соответствующие эталонным стандартам. Участники конкурса смогут получить дополнительные баллы, если имеют резерв подвижного состава.
Кстати, пресловутые “Газели”, как нетрудно заметить, по конкурсу не пройдут ни при каких условиях. Чтобы окончательно “изгнать” их с улиц Петербурга, комитет установил требование по минимальному количеству мест в салоне автобуса – не менее 23 сидящих или стоящих пассажиров.
Для претендентов конкурса предусмотрена возможность представлять конкурсной комиссии и предварительные контракты на закупку новой техники. Таким образом перевозчики избегают риска – никто из них не должен остаться с полным парком новой техники и без контракта на выполнение перевозок, как это случалось на прошлом конкурсе пять лет назад.
Город же, в свою очередь, обезопасил себя от разного рода рисков, связанных с проведением конкурса. В частности, предусмотрено обязательное обеспечение в виде денежного залога или банковской гарантии в двух случаях. Первый - претенденты должны внести обеспечение при подаче заявок на участие. Оно будет защищать организатора от мошенников, которые захотят сорвать проведение конкурса (по различным лотам суммы составляют от 29 тысяч рублей до 2,8 миллиона рублей). А во втором случае (от 59 тысяч до 3,5 миллионов рублей) - обеспечение гарантирует исполнение обязательств по перевозкам. Если у города не будет претензий к подрядчикам, залоговое обеспечение будет возвращено им через год после заключения с ними договора.
О едином регулируемом тарифе, который чиновники обещали ввести в Петербурге с 2011 года, в конкурсе ничего не сказано. По некоторым данным, это связано с продолжающимися экономическими трудностями и дефицитом бюджетных средств. По словам чиновников, для отказа от коммерческих перевозок и введения регулируемого единого социального тарифа на общественный транспорт в бюджете города требуется зарезервировать более 10 миллиардов рублей. Реально же на эту статью расходов могут потратить сейчас вполовину меньше. При этом председатель комитета Александр Кадыров отметил : «Несмотря на то, что пока мы не переходим на регулируемый тариф, новый конкурс в целом сильно отличается от предыдущего. Благодаря тому, что мы привлекли к обсуждению конкурса всех заинтересованных лиц, нам удалось подготовить такую конкурсную документацию, которая в дальнейшем позволит комитету по транспорту действительно управлять перевозками и контролировать их качество».
Отметим, что пока нет постановления городского правительства, устанавливающего компенсацию расходов перевозчиков. Оно выйдет ближе к концу года, а, как сообщили в комитете по транспорту, вскрытие конвертов с конкурсными заявками состоится 17 июня 2010 года, итоги объявят до 26 июля 2010 года. “Это вполне естественно, - успокаивают в комитете. - Перевозчики, которые работают с нами, знают о такой практике. Также сейчас каждый перевозчик может рассчитать свой примерный уровень затрат, исходя из маршрута. И, соответственно, подсчитать приблизительный уровень своих расходов. При этом город обязан компенсировать данные расходы, такой порядок предусматривает закон”.
Субсидировать, к слову, с 2011 года будут не “социальные” маршруты, а "маршруты с точно обозначенными остановками". “Маршрутки”, которые пять лет назывались “коммерческими”, перевозчиками субсидироваться по-прежнему не будут, а именоваться станут "маршрутами с остановками по требованию, в любом разрешенном правилами дорожного движения месте".
Кроме субсидий бюджет Петербурга будет обеспечивать перевозчиков системами навигации ГЛОНАСС. Они в 2011 году будут закупаться за госсчет. Однако, их ответственность за их обслуживание будет возложена на частных перевозчиков.
Напомним, на первый конкурс в 2005 году было выставлено 37 лотов, куда включено 227 социальных маршрутов, обслуживавшихся ранее ГУП "Пассажиравтотранс". Среди победителей были такие крупные компании, как ОАО "Третий парк", ООО "Питеравто", ООО "Балтикстар", ООО "Петербургская транспортная компания", ЗАО "Такси-2". Проигравшие перевозчики, правда, работать на рынке не перестали, а перешли в стан так называемых “нелегалов”, которые имеют лицензию на осуществление транспортной деятельности, но не имеют контракта с комитетом по транспорту, а значит нарушают городской закон.
Известно, что конкурс 2005 года сопровождался многочисленными скандалами и даже судебными разбирательствами. Недовольные участники конкурса пытались оспорить его итоги в петербургском арбитраже. Не исключено, что условия нового конкурса также вызовут неоднозначную реакцию у частных перевозчиков.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"