Совет Федерации одобрил скандальный закон о реформе системы финансирования бюджетных учреждений, с которым многие связывают введение платного школьного образования, лечения и т.д. Государственные финансисты убеждены, что это сделает работу учреждений более эффективной, а граждане смогут получить качественные услуги. Суть реформы «Фонтанке» пояснил Эдуард Батанов, председатель комитета финансов Санкт-Петербурга.
В целом она затрагивает 25,3 тысячи федеральных бюджетных учреждений, а также более 300 тысяч таких организаций на региональном и муниципальном уровне. Основная идея – перевод их на хозрасчет. Казна не будет заниматься выделением средств по смете, которая очень редко связана с результатом деятельности учреждения. Главная цель – гарантировать россиянам получение качественных услуг. Критику реформы некоторые ее сторонники приписывают неумелым руководителям бюджетных организаций, которых нововведения лишат гарантированной «кормушки».
По заветам Ильича
Отчасти идеологию реформы этого года задумал еще Владимир Ульянов: «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным», – завещал Владимир Ильич. Его последователи - депутаты от КПРФ - в настоящее время яростно выступают против принятия нового закона, хотя могли бы почитать том 44 полного собрания сочинений «великого кормчего».
Советский Союз трижды пытался внедрить хозрасчет – в период НЭПа, в 60-х годах (так называемые «косыгинские реформы») и в эпоху «перестройки и ускорения». Почти через два десятилетия после того, как российскую экономику повернули «лицом к рынку», многие государственные учреждения продолжают работать по советскому принципу. В Министерстве финансов России убеждены, что «существующая в нашей стране система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления. По сути, органы власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. Неэффективное управление государственными организациями просто «заливается» деньгами из казны.
По мнению Минфина, в настоящее время у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано, в первую очередь, сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Также высока степень закрытости управления большинства учреждений – как от сотрудников, так и от потребителей услуг.
«Главный вопрос – что должно делать государство? Само оказывать услуги гражданам или покупать их? – поясняет суть реформы «Фонтанке» Эдуард Батанов, председатель комитета финансов Санкт-Петербурга. – Убежден, что услуги надо покупать. И не важно, кто их оказывает. Главное, чтобы они были качественные, в срок и по установленной цене. Поэтому надо не просто выдавать деньги учреждениям, а оплачивать конкретный результат – обучение школьников, лечение больных и т. д. А все остальное зависит от эффективности управления: если директор школы грамотно организует воспитательный процесс и без ущерба для качества обучения сэкономит деньги, то это будет хорошим экономическим стимулом для учреждения, руководства и персонала. Если не сможет – значит, надо менять такого менеджера».
Школы – хороший пример, так как уже не первый год они финансируются по так называемому подушевому нормативу – исходя из количества учеников. То есть появился некий квазирынок школьного образования. Министерством определены и критерии качества – формировать классы в 40 человек школам никто не позволит. Есть и тариф на «пролечивание больного»: посещение пациентом амбулаторно-поликлинического учреждения оценивается в 318 рублей, один койко-день в больничных учреждениях оценен в 1436 рублей. Ожидается введение федеральных стандартов оказания медицинской помощи – будет определено, сколько минут надо ждать скорую, сидеть в очереди в поликлинике и т.д. Нарушителей можно будет наказывать рублем (за неисполнение условий задания), снимать руководителей и т.д.
НЭП-2011
В соответствии с новым законом уже в следующем году все государственные учреждения будут разделены на три категории.
Самая привилегированная – казенные учреждения. Правительство России определило исчерпывающий перечень тех, кто получит гарантированные деньги из казны – это воинские организации, следственные изоляторы, исправительные учреждения, «режимные» психиатрические больницы, правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСО, ФМС, СВР и т.д.) и т.д. Для них сохранится сегодняшний порядок сметного финансирования – оплачивать, например, работу милиции исходя из количества пойманных преступников пока не планируется.
Вторая – государственные учреждения, которые должны финансироваться исходя из государственного задания.
Третья категория – автономные учреждения, которые кроме исполнения задания вправе заниматься предпринимательской деятельностью и все полученные доходы использовать для собственных нужд. Фактически это будут квазикоммерческие организации, находящиеся в государственной собственности. Но их деятельность должна быть направлена на достижение уставных целей:
«Саун в школе открывать не будем», – отмечает Эдуард Батанов.
В отличие от других, автономные учреждения смогут открывать счета в коммерческих банках. Распоряжаться недвижимостью, особо ценными средствами или купленным за бюджетный счет оборудованием учреждения не вправе. Руководитель должен будет согласовывать крупные сделки – на сумму более 10 процентов от объема активов. За нарушение этого ограничения он может не просто поплатиться должностью, а быть привлечен к материальной ответственности.
Реформа позволит получать задания и соответствующие бюджетные средства негосударственным организациям. Уже сейчас частные клиники участвуют в системе обязательного медицинского страхования. В перспективе россияне получат возможность отдавать детей в негосударственные детские сады и школы – бесплатно или возмещая владельцу только часть тарифа. Ведь основную (государственную) программу обучения будет оплачивать бюджет в рамках задания.
Спасение утопающих, дело рук...
Основные опасения относительно нового закона касаются отсутствия тех самых нормативов финансирования государственных заданий – сколько будут давать денег за учеников, дошкольников, посещения больных и т.д. Как будут формироваться такие тарифы? И кто ответит за финансовую несостоятельность, например, станции скорой помощи? Далеко не всегда вина за это ложится на руководителя. Скажем, в Санкт-Петербурге действующая условная цена одного вызова составляет 1710 рублей, в Ленинградской области – 1329 рублей. Хотя, безусловно, средний пробег в городе существенно меньше, дороги лучше, ниже износ автопарка и т.д. А потому нельзя исключить, что нормативного финансирования даже при очень грамотном руководителе будет не хватать и, как следствие – в один «прекрасный» день скорая не доедет до больного из-за поломки или отсутствия бензина. Со всеми вытекающими последствиями...
Схожая, хоть и менее опасная, ситуация с образованием. В комитете финансов признают, что в Санкт-Петербурге в историческом центре загрузка школ меньше, чем в новостройках. Следовательно – выше и затраты на обучение одного школьника, а норматив остается единым. Не учитывает он и расходов на ремонт зданий, которые могут являться памятниками архитектуры. А что делать в сельской местности, где в школу может ходить несколько учеников? Возможно, рентабельно возить их в райцентр, но вряд ли это понравится родителям.
Закон допускает выделение особых субсидий «наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения», делегируя решение этого вопроса самим распорядителям бюджетных средств (то есть комитетам по образованию и т.д.). Но если таким образом казна вновь будет «заливать дыры», то зачем нужна реформа?
По словам Эдуарда Батанова, в Санкт-Петербурге более трех тысяч госучреждений, сколько из них останется казенными, станет бюджетными или автономными – пока не известно. Но закон предусматривает переходный период почти в два года – в ближайшее время, по уверению главы комитета финансов, бюджетные ассигнования большинства учреждений сохранятся в прежнем объеме.
Против реформы уже выступили многие политические движения и общественные организации. Так, в протестную группу в социальной сети «ВКонтакте» уже вступило более шести тысяч человек, 1 мая планируется провести пикет «Сообщество питерских родителей против реформы бюджетной сферы», организован сбор электронных подписей. В Минобрнауки считают эти заявления надуманными, обещая финансировать из бюджета все обязательные школьные предметы, включая обществознание, искусство, иностранный язык, информатику и т.д.
Антон Одынец, специально для «Фонтанки.ру»