Сказать, чтобы петербургские театры откликнулись на грядущий юбилей Победы единодушно, было бы преувеличением. Честно говоря, скорее наоборот – в основном не откликнулись. Хотя несколько премьер, посвященных памяти военных лет, нас в ближайшие дни всё же ожидает.
Театр «Зазеркалье» решил не мудрствовать лукаво и взять за основу своей премьеры «Десять песен о любви и смерти» знаменитые мелодии военных лет. Благо, имелись оригинальные аранжировки Александра Никифорова – талантливого музыканта, недавно безвременно ушедшего из жизни. Постановщик спектакля Александр Петров не собирается нагружать спектакль сюжетной структурой: для него важней через музыку расслышать звуки былых времен и отдать дань людям, которые под мелодии этих песен жили, работали, влюблялись, а потом – с этими же песнями на устах шли в бой и погибали на передовой. Ради диалога поколений в спектакле будут заняты молодые артисты «Зазеркалья», а декорацию создал один из лучших петербургских сценографов Владимир Фирер. Премьера состоится на сцене МДТ (в собственном здании «Зазеркалья» продолжается ремонт) 9 мая в 18.00, цена билета – 100 руб.
Театр «Буфф» открывает свое роскошное новое здание на Малой Охте премьерой спектакля Исаака Штокбанта и Михаила Смирнова «Женя, Женечка и “катюша”». На огромную сцену нового «Буффа» выйдут герои киносценария Владимира Мотыля и Булата Окуджавы, легшего в основу одного из лучших советских фильмов 1960-х.
Одновременно смешная и трагическая история юного идеалиста и романтика Жени Колышкина, чья фантазия преображает окопную фронтовую грязь в прекрасный рыцарский роман, у создателя спектакля Исаака Штокбанта приобретает автобиографический привкус. В юности Исаак Романович тоже попал на фронт необстрелянным салагой – и воспоминания фронтовика Окуджавы в спектакле будут резонировать с воспоминаниями фронтовика Штокбанта. И опять же участвует много молодых актеров: главная роль вообще поручена студенту Театральной академии Егору Лесникову. Еще на сцене обещают «катюшу» чуть ли не в натуральную величину. Спектакль состоится 7, 8 и 9 мая, начало в 19.00, цена билета – от 100 до 900 руб. А если вы хотите попасть на спектакль бесплатно, вам необходимо победить в конкурсе, который «Культурная столица» проводит совместно с театром «Буфф».
Молодому поколению режиссеров высказать свои мысли о войне петербургские театры дают менее охотно. Исключение составляет «Приют комедианта», выпускающий спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. На постановку приглашен один из лучших питерских режиссеров нового поколения – Андрей Прикотенко. Готовность директора «Приюта» Виктора Минкова к разумным рискам ради художественного качества и на этот раз может привести к интересным результатам. (Вот только не был бы этот раз последним. Циркулируют слухи, будто Минкову предложена заметная должность в одном из московских театров, причем сам он эту информацию комментировать отказывается, а как-то мрачно и раздраженно молчит.) Арбузовская лирическая драма – это пьеса, важная для Ленинграда и ленинградцев, история не только о блокаде и следе, который она оставила в душах людей, но и о блокадном братстве. Персонажи Арбузова именно герои, в высоком смысле этого слова: ничто человеческое им не чуждо, кроме мелкого. Крупные образы «Моего бедного Марата» на сцене «Приюта» призваны воплотить Ульяна Фомичева, Александр Кудренко и Антон Багров. Премьера состоится 14, 15 и 16 мая в 19.00, цена билета – от 400 до 1000 руб.
Кстати говоря, в начале 2010 года свою версию «Бедного Марата» показал и БДТ – спектакль не назовешь стопроцентной удачей, но интересные решения и сцены в нем есть. Посмотреть эту версию арбузовской пьесы можно на малой сцене БДТ 9 мая, начало в 19.00, цена билета – 400 руб.
Театр музыкальной комедии отмечает праздник возрождением оперетты «Севастопольский вальс» советского композитора Константина Листова, с которой у театра связаны светлые страницы истории. И постановка 1960-х, и постановка 1970-х были кассовыми боевиками и оставили по себе добрые воспоминания у многих театралов. Реновировать оперетту на этот раз позвали режиссера Игоря Коняева, правда, судя по инсайдерской информации из театра, особенных новаций постановка не сулит. Может быть, в данном случае оно и к лучшему. Премьера 2 и 3 мая в 19.00, цена билета – от 250 до 1200 руб.
Не успеет режиссер Коняев развести по сцене поющих матросов, а ему уже надо бежать в «Балтийский дом», который в последнее время пристально следит за новинками книжного рынка. Сначала был инсценирован польский бестселлер «Одиночество в сети», теперь профессор Театральной академии Елена Черная написала пьесу по материалам книги «Ольга. Запретный дневник» – активно рекламируемой сейчас новинки издательства «Азбука», включающей тайные дневники великой поэтессы Ольги Берггольц о ее муках в застенках НКВД и блокадных буднях, а также другие архивные документы. Игорь Коняев хочет сделать из пьесы спектакль, на роль Берггольц приглашена замечательная актриса Эра Зиганшина. В дуэте с ней будет работать не менее знаменитая Ирина Соколова. Участвуют в постановке и другие отличные актеры. Очень хотелось бы, чтобы режиссер Коняев проявил корректность в обращении со щекотливым материалом (хотя ему это и не свойственно), коли другого способа рассказать о Берггольц, кроме как читать со сцены ее сокровенные дневники, он не придумал. Премьера 15 и 16 мая, начало в 19.00, цена билета – от 200 до 900 руб.
А Театр марионеток им. Деммени предпринимает по случаю праздника Победы интересный и общественно полезный художественный жест. Режиссер Эдуард Гайдай возрождает спектакль «Юный Фриц», поставленный в дни войны основателем театра Евгением Деммени и игравшийся на фронте агитбригадой кукольников. Естественно, это будет не реставрация, а новая авторская трактовка спектакля, тем паче сатирические стихи Маршака о маленьком фашисте Фрице очень полезно послушать современным детям, дабы брезгливость к фашизму воспитывалась у них с молодых ногтей. Премьера 8 мая в 12.00, 9 мая в 15.00, цена билета – от 200 до 250 руб.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»