Музей истории Петербурга с 6 мая представляет выставку Бориса Смирнова-Русецкого, ученика Николая Рериха и одного из самых ярких представителей «русского космизма». Это почти сто пейзажей, в которых величавая природа выражает грандиозность Вселенной. Название выставки «Мастер прозрачности» указывает как на метод работы художника, так и на его видение окружающего мира.
Музей истории Петербурга с 6 мая представляет выставку Бориса Смирнова-Русецкого, ученика Николая Рериха и одного из самых ярких представителей «русского космизма». Это почти сто пейзажей, в которых величавая природа выражает грандиозность Вселенной. Название выставки «Мастер прозрачности» указывает как на метод работы художника, так и на его видение окружающего мира.
Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993) жил и работал на стыке науки и искусства. С одной стороны, Инженерно-экономический институт, с другой, художественные студии и ВХУТЕМАС, тут диссертация о кристаллической структуре металлов, там 2 тысячи картин и 2 тысячи этюдов. Он стремился к слиянию реализма и фантастики, земного и небесного, видя в таком сплаве выражение мировой гармонии и духовного богатства. Высоколобые искусствоведы смотрят на апофеоз красоты и духовности скептически, зато художника очень любят, скажем, в Музее космонавтики в Калуге, где хранится коллекция его «космических» картин.
Космос – одна из первых глобальных тем Смирнова-Русецкого, над которой он начал работать уже в 1920-е годы. В 1921 году познакомился с Рерихом, и эта встреча оказалась определяющей. Вскоре Смирнов-Русецкий стал одним из основателей группы «Амаравелла», название которой на санскрите означает «берег бессмертия», – это было объединение художников, искавших воплощения в искусстве «космического сознания». В 1930 году давление тоталитаризма уничтожило группу, в 1941-м Смирнов-Русецкий был репрессирован и 14 лет провел в тюрьмах, лагерях и в ссылке. Но после возвращения в нормальную жизнь вернулся и к прежним штудиям, а от космоса двинулся к другим масштабным темам, которые выразились в названиях циклов картин.
На выставке собраны произведения из самых умозрительных циклов художника (всего их более сорока): «Космос», «Древние лики», «Осенние раздумья», «Знаки огня», «Лесные видения», «Прозрачность». Последний цикл не только самый обширный, но и самый характерный для творчества Смирнова-Русецкого, так как в нем выражена идея просвечивания иных миров сквозь привычную реальность. Кроме того, понятие прозрачности является центральным и для особой живописной техники, разработанной художником, – многослойной пастели, которая создает ощущение воздушности и сияния. Концентрация духовных мотивов в картинах ученика Рериха настолько велика, что иногда на фоне пейзажа проступают фигуры святых.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»