14 мая в Эрмитаже открывается выставка Роджера Фентона, одного из выдающихся британских фотографов XIX века. В конце прошлого года музей приобрел 22 снимка его авторства, на которых запечатлены путешествия Фентона по России в 1852 году и события Крымской войны в 1855 году.
Роджер Фентон (1819-1869) учился на адвоката и пробовал себя в качестве живописца, но в возрасте 32 лет попал на Всемирную промышленную выставку в Лондоне, увидел там фотографии – и без колебаний сменил мольберт на фотокамеру. В то время дагерротипия, съемка позитивов на посеребренных пластинках, была невероятно популярна, но Фентон предпочел ей гораздо менее эффектную технику калотипии – создание негативов на вощеной бумаге. Эта технология позволяла запастись бумажными заготовками для негативов заранее, в отличие от дагерротипии, где каждую пластинку необходимо было обрабатывать парами йода, то есть делать светочувствительной, непосредственно перед съемкой. Поэтому Фентон смог делать негативы (с которых потом печатал бумажные позитивы) в походных условиях, во время путешествия или войны, и стал первым военным фотожурналистом в истории.
В 1852 году Фентон приехал в Россию фотографировать строительство моста через Днепр, заказанного Николаем I соотечественнику Фентона архитектору Чарлзу Виньолу, и увлекся местной экзотикой, которая для западноевропейца была сравнима с Египтом, Грецией и Ближним Востоком, стал снимать виды российских городов и портреты их жителей. На эрмитажной выставке покажут шесть отпечатков этого времени. В 1855 году по заказу своего издателя и британского правительства Фентон сделал более 300 фотографий с фронтов Крымской войны, в которой Британия и Франция воевали против России. Лагерь кавалеристов, высшие офицерские чины в остроконечных головных уборах, драгуны, пейзажи – он почти не снимал смерть и ужасы войны, чтобы продемонстрировать властям успешность боевых действий западных союзников. Впрочем, достаточно красноречив запечатленный на одной из фотографий вид дороги, усыпанной пушечными ядрами. Один из крымских снимков Фентона вошел в список «Ста фотографий, которые изменили мир», а теперь 16 отпечатков времен давней войны вернулись в Россию, в коллекцию Эрмитажа.