Регулировать тарифы на проезд в коммерческом транспорте должен Смольный, а не сами перевозчики. Соответствующий протест на положение прошлогоднего городского закона "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" прокурор Петербурга Сергей Зайцев вынес на рассмотрение парламентариев 6 мая.
В прокуратуре отмечают, что согласно действующему закону весь городской транспорт разделен на 2 категории: в отношении первой группы, где осуществляется посадка и высадка пассажиров в установленных ПДД местах, оплата проезда производится по проездным документам многоразового пользования, а тарифы устанавливаются городом. В то же время в отношении второй группы, где посадка и высадка производится в любых не запрещенных правилами местах, Смольный тарифы не регулирует.
Между тем, согласно федеральному законодательству, органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по регулированию тарифов на транспортные перевозки для предприятий любых организационно-правовых форм независимо от форм собственности.
А посему в прокуратуре полагают, что городской закон должен быть приведен в соответствие с федеральным. О результатах рассмотрения протеста прокурор Петербурга просит депутатов сообщить письменно в десятидневный срок. В свою очередь, в комитете по законодательству петербургского ЗакСа считают, что протест прокурора является обоснованным и планируют его рассмотреть на ближайшем заседании в пятницу, 14 мая. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил председатель комитета Валерий Милонов. Высказать своё мнение о существующем положении дел все парламентарии смогут не раньше 19 мая, в этот день состоится очередное пленарное заседание городского парламента.
В комитете по транспорту «Фонтанке» заявили, что в случае удовлетворения ЗакСом прокурорского запроса и внесения изменений в закон о пассажирских перевозках, комитет будет следовать новым правилам. Однако отметили, что речи об отмене объявленного 30 апреля конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в 2011-2015 годах не идет.
Однако опрошенные «Фонтанкой» эксперты отмечают: вполне возможно, что в случае корректировки закона о наземном транспорте Смольному придётся полностью менять конкурсную документацию. Учитывая, что вскрытие конвертов претендентов на право возить граждан в 2011-2015 годах должно состояться уже 17 июня, а подведение итогов — 26 июля, весьма вероятен вариант переноса этих дат ближе к осени.
Участники рынка о протесте прокуратуры узнавали от корреспондентов «Фонтанки», и комментировали его возможные последствия немногословно, хотя и эмоционально. «Это просто шоковая информация для меня. Мы только начали анализ конкурсной документации, а тут такая новость. Больше ничего сказать не могу», - сообщил заместитель генерального директора «Третьего парка» Михаил Богданов.
«Пока складывается такое мнение, что конкурс был составлен так, чтобы не допустить перевозчиков до рынка, - рассказал на условиях анонимности один из игроков бизнеса. - А если запрос прокурора будет удовлетворен, у перевозчиков вообще пропадает даже малейшая причина участвовать в конкурсе. Ведь получится, что в городе больше не будет коммерческого транспорта, а значит, не будет шанса у перевозчиков заработать».
Напомним: в процессе принятия городского закона о наземном пассажирском транспорте в парламенте шли дебаты на тему: а будут ли деньги для компенсаций перевозчикам? По неофициальной информации из ЗакСа, тогда финансовые чиновники Смольного сами настороженно относились к перспективе выкладывать миллиарды на дотации транспортным компаниям за перевозку льготных категорий пассажиров. Однако, несмотря на их скептицизм, на переходе на новый режим работы по регулируемому тарифу настаивала градоначальница. Уже после принятия закона летом 2009 года заволновались перевозчики. Они также опасались, что после отказа от разделения маршрутов на коммерческий и социальный, у города просто может не оказаться средств на выплаты им компенсаций. Ведь даже по действующему объему социальных маршрутов, как жаловались некоторые из них, город покрывал не более 40 процентов затрат. А по подсчетам экспертов, ежегодная сумма затрат из бюджета может достичь 12 миллиардов рублей. Чиновники в свою очередь сказать, откуда взять денег, до сих пор не могут — тогда они говорили, что этот вопрос будет решаться позже. «На сегодняшний день эти вопросы находятся на стадии обсуждения. В целом система работы транспорта общего пользования по единому регулируемому тарифу должна начать работать с 1 января 2011 года, когда вступят в силу новые договоры, подписанные с транспортными предприятиями по результатам конкурса», - сообщали «Фонтанке» в комитете по транспорту. Вице-губернатор Михаил Осеевский, курирующий финансовый блок, также воздержался от конкретных комментариев на тему: «где взять деньги»?
Впрочем, тревоги как перевозчиков, так и чиновников могут оказаться напрасными. Ведь если вчитаться в прокурорский запрос, то становится ясно, что Сергей Зайцев всего лишь требует от Смольного регулировать тарифы частных перевозчиков наравне с социальными. Но в запросе ни слова не сказано, что после этого стоимость проезда на коммерческих маршрутах должна немедленно снизиться. Даже после принятия соответствующих поправок ничто не мешает Смольному уравнять тарифы на уровне, скажем, 26 рублей. Ещё один вариант выхода из положения - вспомнить этимологию понятия «маршрутка» - «маршрутное такси». И формально приравнять коммерческие автобусы к этому виду транспорта, позволив им брать с пассажиров больше денег и не перевозить со скидкой льготников.
«Фонтанка.ру»