В Петербурге проходит фестиваль «Виват, кино России!». «Сапсан» привез в наш город внушительный звездный десант кинематографистов, среди которых и Эльдар Рязанов. 82-летний мэтр отечественного кинематографа поговорил с «Культурной столицей» о фестивальном успехе, новом фильме Никиты Михалкова, формате 3D и Тарантино, а также прокомментировал сообщения, будто находится при смерти.
– Эльдар Александрович, на открытии фестиваля вы с гордостью произнесли, что три ваших фильма стали лауреатами «Виват, кино России!». Какие именно?
– «Старые клячи», «Ключ от спальни» и «Андерсен. Жизнь без любви». Причем ведь «Андерсен» объявлялся прокатчиками фильмом «не прокатным, не зрительским». Но фестиваль в Петербурге, где всё решает зрительское голосование, это мнение опроверг. Фильм потом на Первом канале дважды показали, а сейчас мы хотим, чтобы еще и на канале «Россия» и на «Культуре» показали. Ну а нынешний прокат российских фильмов – больная тема. У «Карнавальной ночи» было три тысячи копий, у «Гусарской баллады» – две тысячи, а «Андерсен» – тридцать копий. Прокатчики с самого начала не верили в эту картину, и я не знал, как с этим бороться, я не коммерсант, в курсах валют не силен. Я из другого мира, из другой оперы. А фестивальные успехи – это всё местные радости. Награждение на любом кинофестивале в нашей стране никак не влияет на прокатную судьбу фильма. Даже если это Московский международный фестиваль. Тогда как в Америке и Европе победа на фестивале – огромный допинг.
– А в чем причина зрительского безразличия к нашим фестивалям?
– Тут надо покопаться в менталитете, в исторических предпосылках. Наша публика считает, что у нас всё блатное, куплено, проплачено. Вспомните, какой у нас был Московский международный фестиваль – там было три главных приза. Это всё равно что страна с тремя премьер-министрами. Давали один главный приз советскому фильму, другой – странам народной демократии, третий – капиталистам. Когда Чухрай дал приз Феллини, была такая выволочка, такой скандал. После этого и ввели три приза.
– Ваши фильмы были отмечены призами Московских фестивалей?
– Я туда попасть не мог, потому что у нас была замечательная поговорка: комедия не нужна никому, кроме зрителя. Фильм «Берегись автомобиля» не послали ни на один фестиваль. Противно вспоминать, но я ходил к Кулиджанову, который был председателем Союза кинематографистов, просил, но он так и не посмотрел мой фильм…
– Председатель так не любил комедии?
– Не любил чужое кино, зато любил свое.
– А новый фильм нынешнего председателя Союза кинематографистов вы уже посмотрели?
– Это святое. Я к этому просмотру готовлюсь. Не могу так с бухты-барахты пойти и отдать три часа. Вот когда найду, пойду посмотрю. Может быть. Но много наслышан, много читал.
– Джеймс Кэмерон объявил, что «Титаник» будет переснят в формате 3D. А какой свой фильм вы бы «переформатировали» в 3D?
– Я не видел ничего в формате 3D. Это ведь сродни стереоскопическому кино, которое благополучно умерло. Ну и 3D так же умрет.
– Это как же должно было надоесть Рязанову кино, что вы даже не полюбопытствовали, от чего мир с ума сходит, не посмотрели ни одной 3D-картины.
– Знаете, я не люблю научно-фантастическое кино. Люблю кино про людей. Я даже Стругацких мало читал. Простите, виноват, но что могу с собой поделать?
– Помнится, на петербургской премьере «Андерсена», вы с грустью сказали, что, скорей всего, это будет ваш последний фильм.
– Но потом снял еще две картины: «Карнавальную ночь-2» для Первого канала (сделал ее за 100 дней – цифра для Книги рекордов Гиннесса), а также фильм под названием «Музыка жизни». Мне понравилась идея – снять фильм о том, как я читаю свои стихи. Снимали у меня на даче три-четыре дня в месяц – и так в течение года. Фильм показали по Первому каналу, был хороший резонанс. Я там всё: автор, режиссер, артист (чтец-декламатор и рассказчик каких-то историй), а композиторы у меня – Петров и Таривердиев. К сожалению, я так и не смог пробить сценарий по замечательной книжке Володи Кунина «Русские на Мариенплац». Всё затормозилось по самой прозаической причине: денег нет. Многие удивляются: «Как, и для вас нету денег?» А чем я лучше других? А сейчас у меня есть один новый сценарий. По пьесе очень хорошего драматурга. Но не буду называть – боюсь сглазить, скажу только, что действие происходит в Древней Греции. Найду деньги – буду снимать, не найду – не буду.
– О какой сумме идет речь?
– 3-3,5 миллиона долларов.
– Вы приехали на фестиваль в хорошем настроении, прекрасно выглядите. А в интернете то и дело появляются сообщения, что Рязанов госпитализирован, страдает от каких-то болезней.
– Дело не только в проказах желтой прессы, а еще в абсолютно продажных докторах. Они на известных пациентах нынче просто наживаются. Вот у меня болит спина, и мне предлагают сделать в Клинике Бурденко денервацию – чтоб не болела. Я пришел туда и ушел в тот же день, а на другое утро прочитал, что Рязанов чуть ли не при смерти. Еще случай. Мне предложили доктора неделю позаниматься физкультурой и плаванием в бассейне, чтобы развивался двигательный аппарат. А потом в интернете написали такое, что кровь в жилах стыла. Хотя я сам туда приехал на машине, сам уехал.
– Многие ваши фильмы снимались в Петербурге. Одни «Невероятные приключения итальянцев в России» чего стоят…
– А вы знаете, что даже начало фильма «Гараж» мы снимали в вашем Зоологическом музее? В Москве есть свой замечательный Зоологический музей, но в 1979 году, когда я взялся за «Гараж», его закрыли, потому что близилась Олимпиада-80. Я так и не понял, какое отношение имела олимпиада к Зоологическому музею, но пришлось нам ехать в Ленинград, к скелетам ваших ящеров и динозавров.
– В фестивальные дни в Петербурге вам удастся посмотреть какое-нибудь новое кино, или вы совсем к новинкам кинематографа охладели?
– Не успеваю. Мне бы надо навестить Германа, который ложится в больницу. У меня тут живет сестра, приехал брат из Америки. В эти дни мы принимаем Олега Басилашвили в почетные доктора одного из петербургских университетов, а я там уже – почетный. У меня встреча с Володей Васильевым, который со мной работал. И еще что-то. Но какие-то новые фильмы обязательно посмотрю на видео. Что-то, как фильм Веры Глаголевой «Одна война», я уже видел. Не подумайте: я к кино совсем не остыл. С удовольствием смотрю фильмы Тарантино – две серии «Убить Билла», «Бесславные ублюдки». А какая шикарная новая картина про Шерлока Холмса, которую снял Гай Ритчи. Взял две «шпаны» на главные роли – Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, а как они замечательно сыграли!
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото автора
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»