Вторая сцена Александринского театра будет построена до конца 2011 года. И, если звезды сойдутся для театрального коллектива счастливым образом, то новый проект будет тем самым бастионом, который спасет русский репертуарный театр. Во всяком случае главный режиссер Александринки надеется именно на такое развитие событий. Жителей домов, расположенных рядом со стройплощадкой, просят потерпеть во имя появления в Петербурге будущего очага и светоча культуры.
Строительство второй сцены Александринского театра — вовсе не блажь, а давно назревшая необходимость. Прежде всего потому, что в городе должна появиться не только и не столько новая сценическая площадка, сколько площади для реализации не имеющего аналогов в Европе проекта — медиацентра. Об этом журналистам на пресс-конференции, посвященной началу строительства новой площадки театра, напомнил главный режиссер Александринки Владимир Фокин.
«Здесь появится театрально-культурный центр, оснащенный по самым передовым технологиям», - с гордостью объявил Фокин и, заметив скептические улыбки на лицах представителей СМИ, поспешил добавить: «Не нано, разумеется. От всяких нано мы уже все устали». «Дело в том, - продолжил он свою мысль, - что у нас вся жизнь сосредоточена в Москве и Петербурге, а регионы задыхаются от отсутствия всякой культуры вообще. Библиотеки закрыты и уничтожены, телевидение — сами понимаете. Остался для связи с миром только Интернет».
По мнению Фокина, интернет-пространство предоставляет театру огромные возможности, которые сегодня не изучены никак. В какой-то степени сегодняшняя ситуация повторяет ту, с которой театр уже столкнулся в середине семидесятых годов. «Тогда мы внимательно изучали возможности телевидения — было понятно, что просто транслировать театральные спектакли нельзя, и ставить наши постановки как в кино — тоже. И был создан принципиально новый жанр — телетеатр, - вспомнил он. - И ведь какие замечательные спектакли были! Сейчас этот жанр полностью умер, как и многое другое, но зато теперь мы можем попробовать создать театр в Интернете».
Кроме того, при Александринке появится и школа, в которой будут обучать умирающим, как выразился Фокин, театральным профессиям. В первую очередь, это будут технические специалисты, но собираются здесь ковать и творческие кадры — режиссеров, драматургов, заведующих литературной частью. «Помните, раньше был такой человек — завлит, который и определял репертуар театра, его лицо? - снова пустился в воспоминания главреж Александринки. - Теперь же ничего этого не осталось, никто подобными вопросами не занимается. Ставят то, что под руку подвернется». Актеров, впрочем, театр готовить не намерен. «Пусть этим занимается Академия, а у нас другие задачи», - объяснили журналистам.
Новая сцена тоже будет способствовать развитию нового театра. Зал, рассчитанный на 300 мест, легко может быть видоизменен: площадь сцены можно увеличить, а зрительного зала — наоборот, уменьшить до 15 мест. Оснащается он, как с гордостью заявляют в театре, самым современным оборудованием, позволяющим решать любые задачи. «Это будет экспериментальная площадка. И на ней, в том числе, будут ставить свои спектакли и начинающие режиссеры, - сообщил Фокин. - Почему у нас в театре нет молодых? Потому что любому режиссеру, чтоб он набрался опыта, надо предоставить возможность ошибиться. И мы ее создадим — начинающие смогут экспериментировать, не боясь провала».
Фокин полагает, что если медиацентр и школа заработают, то процесс умирания отечественного театра можно будет хоть немного притормозить. «Вы же все знаете, что русский репертуарный театр находится в катастрофическом состоянии! - заявил он. - А новые финансовые реформы способны окончательно столкнуть его в пропасть. Поэтому мы и хотим создать некую цитадель, бастион, в котором можно будет сохранить остатки нашей культуры».
Для реализации этих грандиозных планов Александринке пришлось, по словам Фокина, «перепрыгнуть с инвестиционного финансирования на бюджетное». «Если бы проект оставался инвестиционным, то инвестор оставил бы нам только небольшое здание для новой сцены, а на оставшейся части территории возвел бы гостиницу, бизнес-центр или жилье — в зависимости от экономической выгоды момента. Потому мы решили встать в очередь на бюджетные деньги». Правда, на вопрос, что будет с медиацентром, если на его деятельность не выделят денег, Фокин ответить не сумел. «Что сейчас загадывать? - философски заявил он корреспонденту «Фонтанки». - Доживем — увидим. Как звезды сойдутся».
Переход из одной очереди в другую занял, как поясняют в дирекции театра, около пяти лет. Решение о финансировании строительства из федерального бюджета было принято в 2009 году. В марте 2010 года на проект выделили 763 миллиона рублей, еще 600 миллионов - на приобретение театрального оборудования. Генподрядчика выбирали на тендерной основе — победителем стала Генеральная строительная корпорация (ГСК), которая известна в городе как строитель Мариинки-2. Все работы должны быть завершены к концу 2011 года.
Генеральный директор ГСК Виктор Кудрин обещает, что история второй сцены Мариинского театра с Александринкой не повторится. «Мы провели обследование всех прилегающих зданий, установили маркеры, в двух местах усилили фундаменты и очень внимательно мониторим всю ситуацию, чтобы никто из жителей соседних домов не пострадал», - заверил он. Кроме того, поскольку расстояние до ближайшей застройки не превышает полуметра, то выбраны, как клянутся строители, самые щадящие технологии. «Максимальная глубина, на которую мы будем опускаться, это три метра, - пояснил гендиректор ГСК. - Будет установлено шпунтовое ограждение, а шпунты будут погружаться методом вдавливания». Тем, кто проживает в квартирах, выходящих окнами на стройплощадку (это жители домов 47, 49, 51 и 53 по набережной Фонтанки) пообещали вставить стеклопакеты, чтобы уменьшить воздействие шума.
К слову, недовольные среди жителей уже появились. Соседи стройки жалуются на то, что забор полностью перекрыл свет в квартирах первого этажа, что дома испытывают очень сильную вибрацию, а стеклопакеты появились пока только в двух квартирах — хотя тяжелая техника уже вовсю работает на площадке. В ответ Кудрин обещает, что все замечания, высказанные населением в адрес строителей, будут обязательно учтены, и призывает обращаться с жалобами не к президенту страны, а непосредственно к ответственному за производство работ. Со своей стороны главреж Александринки попросил «немного потерпеть». «Вы же потом получите тот объект, которым сами будете с удовольствием пользоваться!» - горячо воскликнул он. Окажется ли беспокойство жителей, опасающихся повторения тех неприятностей, которые выпали на долю соседей Мариинки-2, обоснованным, покажет, видимо, только время.
Зато, несмотря на проблемы, уже возникшие в ходе строительства, с архитектурной точки зрения Александринка-2 не должна вызвать в городе никаких нареканий. Все постройки в точности повторяют высоту домов на фасадной линии. Сохранены два прохода в глубину квартала — с площади Островского и с набережной Фонтанки. Как сообщил главный архитектор проекта Юрий Земцов, заказчик согласился не сносить кирпичное здание бывших декорационных мастерских (ранее, как уже писала «Фонтанка» , его предполагалось разобрать) — именно в нем и должна разместиться новая сценическая площадка, настоящим новоделом будет только здание медиацентра и школы. Все постройки будут скрыты уже существующими историческими зданиями.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру