Более часа депутаты горпарламента выбирали почетных граждан Северный столицы 2010 года. После жарких дискуссий и бурных споров ими стали первый мэр Северной столицы Анатолий Собчак (благодаря усилиям единороссов, выполнявших по меткому выражению одного из парламентариев "домашнее задание сверху") и не вызывавший сомнений, "нейтральный для всех", математик Людвиг Фаддеев. "Бронзу" взяла певица Эдита Пьеха, а меньше всего депутатам угодил актер Олег Басилашвили.
О том, что сегодня в Большом зале Мариинского дворца должно состояться событие нетривиальное - выборы почетных граждан - еще с утра всем собравшимся там напомнил вечный депутат-прогульщик эсер Евгений Плющенко, даже почтивший ради такого случая впервые за последние полгода заседание горпаламента.
"А то как же, ведь любой голос на счету", - объяснял пресс-секретарь регионального отделения "Справедливой России" Дмитрий Картавенко журналистам. Несмотря на то, что итоги тайного голосования парламентариев были вполне прогнозируемы (негласно в кулуарах ЗакСа имена "победителей" были давным-давно озвучены, о чем "Фонтанка" уже писала), обсуждение вдруг неожиданно затянулось.
Время потребовалось на распространение заявления фракции коммунистов, разоблачающих личность Собчака, их же бурные выступления с трибуны с призывом не совершать ошибок, и на ответные реплики идейных сторонников покойного мэра Северной столицы. Ибо именно его кандидатура, по выражению спикера ЗаксА Вадима Тюльпанова, вызвала "наибольшие споры и побудила активно высказываться".
Из большого зала депутаты выходили тройками, быстро пролетали мимо журналистов, скрывая эмоции. Впрочем, получалось не у всех, так, Сергей Никешин не сдержался от горькой реплики "Эх, не получилось", впрочем, раскрыть ее содержание не захотел.
Имена победителей по традиции провозгласил Тюльпанов и он же давал первые комментарии. "Парламент, к счастью, не прислушался к этому мнению", - загадочно обронил спикер, комментируя высказывания коммунистов против кандидатуры Собчака (которого явно хотело видеть "почетным" высшее руководство страны) и добавил, что всего в процедуре избрания приняло участие 48 парламентариев. Правда, данные спикера почему-то разошлись с цифрами главы фракции коммунистов Владимира Дмитриева, насчитавшего лишь 44 "живых" парламентария в зале.
Всего же, как стало известно "Фонтанке", Собчак набрал 34 голоса (среди них и голос самого Тюльпанова). Против первого мэра голосовали 8 человек, коммунисты, за исключением все больше откалывающейся от фракции Любови Егоровой (во время одного из обсуждений кандитатуры Собчака в комиссиях парламента экс-лыжница заявила, что лично многим обязана первому мэру Петербурга - многие считают, что речь идет о врученной ей трехкомнатной квартире - в 1994-м после победы в Лиллехаммере). Еще 4 представителя ЛДПР решили воздержаться. В итоге же, как заметил один из депутатов, спорная кандидатура прошла, видимо, благодаря тому, что мнение медведей поддержали эсеры.
За Людвига Фаддеева проголосовало 39 депутатов, на третьем месте оказалась Эдита Пьеха с 23 голосами, на четвертом Юрий Астахов - с 20 голосами, на пятом Вячеслав Заренков - с 10 голосами, шестым стал Михаил Пиотровский - с 8 голосами, а на последнем месте - актер Олег Басилашвили с 3 голосами.
После Тюльпанова комментировать итоги голосования "народных избранников" вышла лидер фракции ЛДПР Елена Бабич, тут же прояснившая, что лично она голосовала за Фадеева и Астахова, и "уж никак ни за Собчака". Впрочем, Бабич отметила, что именно благодаря первому мэру Петербурга "институт почетных граждан прошел от Альфа до Омеги", так как Собчак его и основал по просьбе Дмитрия Лихачева.
Цитируя то большой толковый словарь Ожегова ( в котором прописывается мысль, что гражданин - это прежде всего живой человек), то Августина Блаженного с его идеей о том, что "Мертвые невидимы, но они не отсутствуют" Бабич предложила подойти к проблеме радикально и сменить само название "почетные граждане" на "уважаемые горожане".
Сравнив Собчака с Лениным, который "живее всех живых", петербургский лидер фракции жириновцев напомнила, что вместе с избранным 26 мая в городе уже 14 "посмертно почетных" и добавила, что эту практику пора бы прекратить. От шуточного предложения журналистов, припомнивших её общение с привидениями и предложивших ей стать лицом, ответственным от ЗакСа за общение с покойными "почетными", Бабич отказалась.
Зато лидер фракции коммунистов в ЗакСе Владимир Дмитриев оказался более радикален. Ему удалось озвучить перед журналистами все то о Собчаке, что у сторонников дела Ленина наболело.
"Это еще одна позорная страница в работе ЗакСа. При всей неоднозначности фигуры Собчака, безусловно перевешивало его негативное влияние на город. Мы абсолютно не помним историю, а Собчак был явно негативной фигурой в свете исторического развития. Впрочем, домашнее задание сверху было успешно выполнено", - отрезал он.
Не упустил коммунист шанса "проехаться" и по другому своему идейному противнику, и кандидату в "почетные" - Олегу Басилашвили, который недавно выступил против установки памятной доски бывшему главе Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову.
"Три балла - вот достойная оценка политической деятельности Басилашвили. В 5-балльной системе это меньше единицы ", - заявил Дмитриев, и тут же заметил, что, по его мнению, сам Романов намного более достоин стать почетным гражданином Петербурга, чем Собчак. И фракция намерена выдвигать на это звание кандидатуру Романова в будущем, но не в следующем году, конечно: "Ведь надо еще с мемориальной доской разобраться".
Меж тем, в ЗакСе уже начали готовиться к завтрашней церемонии вручения знаков отличия почетных граждан. И готовиться, видимо, будут очень ответственно - ведь ждут высоких гостей: вдову Анатолия Собчака Людмилу Нарусову и ее дочь Ксюшу Собчак, которым и передадут знаки.
Таких не берут в почетные.
В распоряжение «Фонтанки» непосредственно сразу после голосования за почетных граждан города попал один очень интересный документ - проект постановления ЗакСа об избрании, подготавливаемый заранее. В нем имеется и заключение юридического управления о кандидатах. Так, в отношении врача-офтальмолога Юрия Астахова говорится, что «в представленных документах не содержится указания на тот выдающийся вклад, который дает право кандидату на получение вышеназванного звания» (тоже, впрочем, значится в заключении и в отношении Олега Басилашвили и Эдиты Пьехи), а кроме того, Астахову, как полагает юруправление, не хватает еще одной подписи для выдвижения. У него их всего две, а по закону значится «за подписью двух и более».
Кроме того, выдвинут Астахов, как указывается в заключении, Государственным Медицинским Университетом имени академика И. П. Павлова, который не имел право предлагать своих кандидатур в почетные.
А в отношении Олега Басилашвили добавляется, что « у него нет рекомендаций постоянных комиссий ЗакСа». Да выдвинул его тоже неправильный орган - БДТ им. Товстоногова. Тоже самое произошло и с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским - его «предложил» Президиум правления «Творческого союза музейных работников Петербурга и Ленобласти», а не, как должно было бы быть по логике юруправления, само общественное объединение.
У строителя Вячеслава Заренкова тоже оказались не должным образом прописаны заслуги и вклад, и постоянные комиссии ЗакСа остались безучастны к нему. А вот певица Эдита Пьеха провинилась перед юруправлением тем, что Невский Благотворительный фонд, ее выдвинувший, не представил свои учредительные документы. А второй инициатор выдвижения кандидатуры Пьехи Ирина Богачева одновременно решила «продвинуть» еще и Собчака, в то время как будучи «почетной» сама, имела право поддержать лишь одного кандидата.
Так что, по чудесному совпадению, заранее не было претензий у юруправления ЗакСа лишь к кандидатурам Собчака и Фаддеева.
Анаксиос!
Добавим, что после появления информации о планах по введению первого мэра Петербурга в «сонм» почетных граждан, в городе развернулась компания против Собчака. Так, депутаты Ленсовета XXI созыва (порядка 80 человек) направили обращение в петербургское ЗакСобрание с просьбой не присваивать ему звания почетного гражданина. Для «подстраховки» они уполномочили руководителя фракции КПРФ в горпарламенте Владимира Дмитриева распространить среди нынешних парламентариев их письмо, в котором первый мэр Петербурга характеризуется, как «деятель недостойный звания почетного».
К "антисобчаковскому" движению присоединились и активисты историко-патриотического объединения "Русское знамя", называющие себя участниками кампании 1989-1991 гг. за возвращение Санкт-Петербургу его исторического имени. 12 мая они обратились к депутатам ЗакСа с письмом, в котором попытались развеять миф "О Собчаке, вернувшем городу его историческое имя". Позже подготовленный доклад был передан ими в Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории при президенте РФ.
Несмотря на то, что к осени 1990 г. возникло широкое народное движение за Санкт-Петербург, Собчак, отмечают «знаменцы», выступал против возвращения городу его исторического имени, приводя в своих выступлениях всевозможные политические и экономические аргументы в пользу сохранения названия «Ленинград». В качестве подтверждения своих слов они приводят строки из интервью Собчака, данного им журналу «Огонек» в 1990 году. Уже будучи председателем Ленсовета он говорил следующее: «Я знаю, что сегодня у переименования города довольно много сторонников, но я не любитель поспешных решений… Я думаю, славное имя Петра, основателя города, мы можем восстановить в каких-то других вариантах… Единственное переименование, на котором я буду настаивать и которое буду предлагать Ленсовету – это переименование площади Диктатуры Пролетариата перед Смольным».
Непоколебимость ленинградца Собчака пошатнулась, утверждают ленсоветовцы, лишь после пятидесятитысячного митинга на Дворцовой площади, на котором участники единодушно приняли резолюцию с требованием вернуть городу историческое имя. 24 апреля 1991 года депутат Василий Скойбеда выступил на сессии Ленсовета с предложением вынести вопрос о названии города на референдум. «Именно Скойбеда, а не Собчак подготовил и соответствующий проект решения горсовета», - подтверждают экс-депутаты, добавляя, что лишь в 1991-м, «видя бесплодность своих усилий и явно, боясь, что из-за болезненного вопроса о названии он теряет голоса избирателей, Собчак самым беспринципным образом стал подстраиваться под ситуацию и незадолго до выборов мэра публично назвал себя сторонником возвращения городу исторического имени». Однако на решение современных петербургских депутатов все эти аргументы не повлияли.
Светлана Коваленко, Александра Гармажапова "Фонтанка.ру"