Премьер Путин так и не дождался в пятницу в Петербурге своего коллеги из Белоруссии Сергея Сидорского для закрытия вопросов, связанных с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года. В скупом заявлении, последовавшем под конец рабочего дня, Путин сухо констатировал: второй этап ТС придется запускать лишь в двустороннем режиме Россия - Казахстан. Меж тем, встреча тет-а-тет с градоначальницей Северной столицы Валентиной Матвиенко обернулась обсуждением крупных инвестиционных проектов и маленьких городских проблем. За тяжелым премьерским днем наблюдал корреспондент "Фонтанки".
Владимир Путин прибыл в Северную столицу еще утром. В этот раз родной город встретил его привычным мелким дождиком, "выворачиваться наизнанку" ради погоды никто не стал. График премьера в лучших традициях был исключительно плотным. До встречи с Матвиенко в Константиновском он успел осмотреть в городе российский научный центр "Прикладная химия" (ГИПХ), на месте которого реализуется проект "Набережная Европы", и ОАО "Силовые машины". Пообщался с народом, встретившим премьера аплодисментами после долгого ожидания. Уяснив, что петербуржцы оценивают работу местных властей "нормально", довольный Путин поздравил всех с Днем города и уехал. Следующим в расписании стал Константиновский дворец, о чем сразу догадались обычные горожане, оказавшиеся себе на беду в районе Стрельны и застрявшие в пробках.
"Во, опять премьер понаехал. Для него трассу держат. Ну все, пора на дачу и не высовываться до вторника",- с видами знатоков рассуждали водители и пассажиры маршруток, с тоской глядя, как спецмашины то и дело сигают по встречке.
А в уютном небольшом (по меркам дворца) рабочем кабинете Константиновского меж тем готовились к тет-а-тет встрече Путина с Матвиенко.
Премьер и градоначальница (в элегантном синем) появились на удивление вовремя. Путин галантно помог Матвиенко сесть за стол и первый же начал беседу. Он решил закрепить утренние впечатления. Говорил премьер, правда, очень тихо, чтобы вслушивались, а губернатор, наоборот, докладывала уверенно, четко и громко. На лицах обоих за все время общения не появилось ни тени улыбки.
Так, говоря о ГИПХе, Путин заявил: "То, что мы делаем, это, безусловно, сохраняем не только коллектив, но и само учреждение".
Он напомнил, что институт "Прикладная химия" является крупнейшим научным учреждением, связанным с ракетным топливом. Потому сохранение учреждения "очень важно для страны, для обороноспособности, для безопасности, для экономики в целом".
Сам проект Путин назвал "большим в масштабах Петербурга, грандиозным планом". По его словам, благодаря ему "город получит совершенно новые возможности в центре".
На что Матвиенко подтвердила, что, действительно, данный квартал давно нуждался в реновации, да и сам проект широко обсуждался с общественностью.
"Силовым машинам" повезло больше. Им Путин пообещал доработать вопрос о выделении финансирования в размере 12 миллиардов рублей.
"Я думаю, что мы доработаем вопросы, связанные с финансированием, деньги немалые - свыше 12 миллиардов рублей", - сказал Путин.
Премьер почему-то с удовольствием отметил, что "Электросила" - филиал ОАО "Силовые машины" - выведена из центра Северной столицы (вообще-то ее там никогда и не было).
"Работа завода является инновационной, создает новые рабочие места, а значит, это движение в том направлении, которое мы определили в качестве приоритета в развитии нашей экономики",- подчеркнул Путин и напомнил, что Силмаш готовит оборудование для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, и работы идут с опережением графика.
На что Матвиенко заверила: Силмаш оказался конкурентоспособным как на внутреннем, так и на внешнем рынке и вошел в пятерку крупнейших налогоплательщиков города.
Затем градоначальница решила рассказать председателю правительства об экономическом развитии города: мол, по всем экономическим сферам Петербург выходит из рецессии. "За четыре месяца индекс промышленного производства составил 104,7%, производство автомобилей также возросло в 3,2 раза. При этом растут доходы населения: и реальные, и номинальные", - перечислила губернатор и решительно перешла к "болевым точкам"- тяжелой зиме и ремонту дорог.
Так, отметив, что энергетический комплекс пережил сложный зимний период, «когда в несколько раз был превышен расход энергии», губернатор заверила: энергетический комплекс прошел все испытания, и никаких серьезных аварий не было, в то время как зима была аномальная, с большим количеством снега.
"Чего снег не убирали?" - перебил ее Путин.
Матвиенко парировала: столько снега еще не выпадало, и расчистить все сразу было невозможно.
"Думали, сам растает?" - поинтересовался премьер. Но и тут у градоначальницы нашелся ответ: нет, сам не растает, но зато благодаря действиям властей ни одно учреждение закрыто не было и движение не было блокировано, как это сплошь и рядом было в Европе.
Поговорили и о вечном - о пробках. Как сообщила Матвиенко, на ремонт дорог из бюджета города выделено 8 млрд рублей, но из-за ремонта (а точнее, пробок - как его следствия) есть недовольные, «особенно автомобилисты», хотя она сама лично и объясняет петербуржцам , что летние месяцы надо использовать для эффективной работы, а потому стоит потерпеть.
Устав слушать про горхозяйство, Путин поинтересовался, почему "оборот розничной торговли не растет".
"У нас на счетах граждан Петербурга лежит 600 млрд рублей", - нашлась Матвиенко, добавив, что рост потребительского спроса увеличивается, но неактивно. А ведь эти средства - потенциальные инвестиции. И вновь вернулась к проблеме дорог, заявив, что "эффективные схемы объезда организовать невозможно - улицы узкие".
Но Путина больше волновало другое - переезд в Крюковы казармы ЦВМ. Здесь градоначальника бодро рапортовала: здание передается Министерству обороны и в нем будет тридцать тысяч квадратных метров, вместо прежних 7 тысяч. Для перевозки всех экспонатов музею потребуется не меньше полугода, и в новом месте ему будет намного лучше, ведь там сможет разместиться крупногабаритная военно-морская техника. "Это будет лучший военно-морской музей, интерактивный, очень современный", - предвосхитила она.
На этом открытая часть общения Путина с Матвиенко завершилась.
А в Константиновском меж тем, в надежде практически на чудо, продолжали ждать премьера Белоруссии Сергея Сидорского, чтобы все-таки в последней момент подписать все необходимые договоренности в рамках ввода Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года и утрясти ключевой для белорусов вопрос с пошлинами на нефть и нефтепродукты. В надежде на чудо - потому что еще днем вице-премьер Игорь Сечин заявил, что пока не видит "большого экономического смысла" в предложении Белоруссии купить контрольный пакет "Белтрансгаза" – в ответ на недавнее заявление Александра Лукашенко о том, что он может отдать контрольный пакет акций "Белтрансгаза" за поставки газа в республику по внутрироссийским ценам.
После слов Сечина, за считаные часы до начала заседания Высшего органа Таможенного союза, пресс-секретарь премьера Белоруссии сухо сообщил: "Премьер Беларуси не полетит в Петербург на встречу глав правительств Таможенного союза".
Уже позже, выступая в Константиновском, Путин заверил, что белорусы прибыть на встречу до всех этих перипетий обещали. Потому и ждали их в надежде на честное слово. Но вместо личной беседы Путину довелось общаться с белорусским коллегой лишь по телефону.
"Я сегодня разговаривал с премьер-министром Белоруссии, он, сославшись на президента Белоруссии Александра Лукашенко, подтвердил готовность белорусской стороны продолжить эту работу в трехстороннем формате", - объяснялся Путин, напоминая про существование рабочего порядка решения проблем.
В итоге Казахстану и Белоруссии пришлось ограничиться введением в действие Таможенного кодекса с 1 июля лишь на двусторонней основе. О чем скупо и проинформировал в конце рабочего дня журналистов Путин.
"Мы договорились ввести в действие на двусторонней основе с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза", - отметил подуставший и погрустневший под конец рабочего дня премьер, но подчеркнул, что "мы открыты для присоединения Белоруссии ко всем соглашениям и решениям, принятым в рамках второго этапа формирования Таможенного союза".
Светлана Коваленко, «Фонтанка.ру»