В Концертном зале Мариинского театра 1 июня с сольным концертом выступает лучший пианист мира Аркадий Володось. Нет никаких объективных препятствий, которые могли бы помешать этому вечеру стать лучшим инструментальным концертом за несколько петербургских сезонов.
Знакомьтесь: Аркадий Аркадьевич Володось, 38 лет от роду, главный пианист планеты, концертом в Мариинке-3 дебютирует в Петербурге. Его биография представляет собой вариацию сказки о Золушке. Сын родителей-музыкантов появился на свет в Ленинграде, учился в хоровой капелле мальчиков, пытался поступить в музыкальное училище по классу фортепиано, но на вступительных экзаменах получил совет идти в настройщики.
Володось этой рекомендации не последовал, а переехал в столицу, поступив в училище при Московской консерватории, в класс прославленного педагога Галины Егиазаровой, которая пообещала, что юноша все-таки станет пианистом. В 19 лет Володось эмигрировал за рубеж, где продолжил обучение сначала в Парижской консерватории у легендарного Жака Рувье, а затем в Мадриде – у Дмитрия Башкирова. В начале 1990-х Аркадий познакомился с главным виртуозом ХХ века Дьёрдем Циффрой, тот подарил ему собственный рояль и сказал, что видит в Володосе «молодого себя».
Предсказание оказалось пророческим: двадцатипятилетнего пианиста заметил записывавший Владимира Горовица продюсер Томас Фрост с Sony Classical, в 1997 году на западный рынок вышел первый сольный диск – и в один момент Володось из никому не известного аутсайдера превратился в объект восхищения, икону фортепианного стиля и едва ли не самого востребованного пианиста всея Земли. Сказать, что диск Володося произвел эффект разорвавшейся бомбы, значит не сказать ничего. Критика сравнивала его с Рахманиновым, Горовицем и Циффрой, хотя в плане головокружительного технического совершенства Володось ушел дальше своих великих предшественников, перевернув все представления о том, что и как можно делать за роялем. Потом был дебют в Карнеги-холле – на выпущенной в 1999 году записи слышно, как в восторге беснуются искушенные нью-йоркские меломаны.
С начала 2000-х Аркадий Аркадьевич переходит в разряд небожителей: записывается изредка и неохотно, хотя и блестяще, концерты дает реже, чем именитые коллеги. Может себе позволить: если кто из сегодняшних пианистов и продолжает традицию инструменталистов-титанов прошлого, это как раз он, Аркадий Володось.
Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»
Фото: sonyclassical.de/arcadivolodos.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»