К 20 часам понедельника в Петербурге в рамках акции «Стратегия 31» у Гостиного двора оказались в милиции порядка 95 человек (по данным ГУВД - 60). Несогласных на Дворцовой площади «винтить», правда, не стали. Такие итоги мероприятия, хоть и несанкционированного городским властями, явно разошлись с экзальтированными впечатлениями от встречи премьера Путина с рок-музыкантом Юрием Шевчуком, которые многие восприняли как официальное разрешение «маршей несогласных».
Для доставки «несогласных» с Гостиного двора в милицию сотрудникам правоохранительных органов потребовалось аж четыре автобуса (фоторепортаж). Там митинговали - головная боль властей - нацболы. Их акция проходила в рамках «Стратегии 31», мероприятия, на которое даже не собирались спрашивать согласия у городских властей. (Поскольку суть стратегии в том, чтобы ежемесячно 31 числа собираться в 18:00 в местах, где проведение мероприятий не разрешают, в то время как другие политические и общественные силы ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и т.п.) такое разрешение получить могут. Акция представляет собой форму общественного протеста в защиту 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на собрания, демонстрации, шествия и пикетирования.)
Отколовшимся от лимоновцев демократам на Дворцовой площади вначале повезло чуть больше - их митинг проходил спокойно. Всего там было около 450-500 человек (лидер ОГФ Курносова уверяет - все полторы тысячи). Однако когда с Дворцовой колонна во главе с Борисом Немцовым, Максимом Резником и Ольгой Курносовой двинулась на Сенатскую площадь, ОМОН не замедлил ее заблокировать (фоторепортаж).
В Москве, по данным на 19:10, на Триумфальной площади были задержаны более 70 человек, сообщает «Интерфакс», - по данным ИА «Росбалт», дело дошло и до слезоточивого газа. В числе задержанных в первопрестольной оказался член бюро движения «Солидарность» Илья Яшин и главный редактор журнала The New times Евгения Альбац (некоторые видели среди задержанных и Эдуарда Лимонова). Правозащитников Льва Пономарева и Людмилу Алексееву не тронули.
Меж тем, еще утром СМИ сообщили о разгоне аналогичной акции в Кемерово. При этом в своем пресс-релизе "Другая Россия" сообщила, что количество милиционеров в пять раз превысило количество участников собрания. Впрочем, опрошенные «Фонтанкой» эксперты не удивлялись такому развитию событий.
Правозащитник Юлий Рыбаков:
- На самом деле, происходит то, что и должно было происходить. Путина просто все неправильно поняли. Он не сказал ничего больше, чем то, что произнес. А заявил он то, что все в этом вопросе зависит от местных властей. Путин был зол на этой встрече с Шевчуком и изворачивался, как уж. А зол был потому, что впервые за долгие году ему сказали правду в глаза. И в своем озлоблении он не пожелал давать нашим местным властям никакие реальные сигналы, хотя мог бы это и сделать с учетом ситуации. А не получив сигналов от Кремля, власти посчитали, что могут делать ровно то, что и делали раньше.
Депутат ЗакСа, экс-глава ГУВД Аркадий Крамарев:
- Оба этих мероприятия, несмотря на слова Путина, санкционированы по факту не были. А значит, это нарушение закона. А за нарушения закона должны наказывать. В данном случае - задерживать. Кроме того, ничего страшного с ними в итоге не случится. Посидят пару часиков, потом их отпустят.
Правозащитник, адвокат Юрий Падалко:
- У меня двоякая позиция по поводу того, что происходит сейчас на этих митингах в Москве и Петербурге. Во-первых, очевидно, что это беззаконие, нарушение Конституции с ее правом свободы собраний и «реальное» воплощение истинного смысла осторожных слов Путина. А, во-вторых, я на самом деле думаю, что и правильно то, что такую оппозицию давят и задерживают, поскольку она сама до сих пор, несмотря на все происходящее, не смогла понять одну простую истину: под настоящей оппозицией должна быть правовая сила, собственные профессиональные независимые адвокаты, неподконтрольные Кремлю, собственные реальные ресурсы, материальные в том числе. Сто раз в обществе несогласных обсуждалось необходимость реальной эффективной работы Национальной Ассамблеи РФ, а что в итоге было сделано для ее работы? Ничего! Та оппозиция и лидеры, что у нас сейчас есть - это выходцы из 90-х, именно тогда они приобрели политический вес, который растеряли сейчас. Да и не нужно им народовластие как таковое, им нужны только ресурсы для самопиара, возможности занять места в Кремле якобы на оппозиционных условиях. Поэтому мы и имеем такие непродуманные мероприятия.
Тех, кто подумал, что в этот раз акции могут обойтись без привычных эксцессов, было немало. Доверчивость к власти истекала, очевидно, из слов премьера в беседе с представителями творческой интеллигенции. Так, отвечая на вопрос музыканта Юрия Шевчука о том, будут ли разгонять "несогласных" в Петербурге 31 мая, премьер сказал, что не видит в таких мероприятиях ничего плохого. НО: для проведения митингов и акций существует порядок, в соответствии с которым "такие мероприятия регулируются местными властями".
"Есть и другие люди, кроме тех, кто выходит на марш, о правах которых мы не должны забывать. Если вы решите провести "Марш несогласных", - я прошу прощения за слишком резкие вещи, скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, - кто из местных властей вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят! А теперь вы хотите провести его там, где люди хотят в пятницу поехать на дачу, к примеру, просто. Или в воскресенье вечером вернуться с дачи. Да они вас там такими матюгами покроют! И местные власти заодно", - говорил премьер, добавив, что это не значит, что власть должна прикрываться формальными законодательными ограничениями и создавать условия, невозможные для проявления свободы слова.
После чего подробно остановился на предстоящей 31 мая акции оппозиции в Петербурге. "Я надеюсь, что в Петербурге будет сделано именно так, по уму: с правом граждан выразить свое несогласие с политикой властей по тем или другим вопросам. Если я вижу, что люди вышли не просто чтобы побазарить и попиарить себя, а что-то говорят дельное, конкретное, указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание, - что же здесь плохого?! Спасибо надо сказать",- пояснил председатель правительства.
Некоторые оппозиционеры словам Путина тогда даже искренне поверили.
Так, исполнительный директор общероссийского ОГФ Ольга Курносова заявила, что организаторы «Марша несогласных» в Петербурге надеются, что «на акции не будет задержаний благодаря словам премьера».
«Все команды на согласование, несогласование и разгон дают федеральные власти. Если Путин решил изменить тактику, мы это только приветствуем. Мы - сторонники мирного способа решения конфликтов», - уверенно говорила она за день до акции.
И лишь нацболы как в воду глядели, заявив, что Путину не верят, поскольку «на протяжении многих лет кремлевский режим, построенный им, маскирует свой полицейский характер вывесками демократии и соблюдения прав человека».
«Мы полагаем, что мирная акция в защиту свободы собраний, гарантированная 31 статьей конституции РФ, будет пресечена силовым образом»,- говорилось в их обращении, распространенным в ночь с 30 на 31 мая.
Видимо, они все-таки вовремя изучили слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, который вмиг прояснил, как надо правильно понимать смысл высказываний Путина.
«Использовать имя премьера Владимира Путина в призывах выходить на митинги протеста 31-го мая – неправомерно, - отрезал он. - Резюмируя слова Путина, можно сказать следующее: безусловно, все граждане имеют право на проведение различных акций, равно как и другие граждане, которые этих акций не хотят, имеют право на то, чтобы им никто не мешал ездить по улицам, и разрешение на акции дает не Путин, а местная власть. И рассуждая более концептуально, Путин сказал, что безусловно не может быть порядка без демократии, но не может быть и демократии без порядка, и все должно быть строго в рамках законности».
"Фонтанка.ру"