В галерее «Квартира Алексея Сергиенко» на Казанской ул., 12-35 продолжается выставка графических работ журналиста, режиссера, телеведущего Алексея Лушникова «Портреты Синих страниц». В 54 работах не только запечатлены узнаваемые лица, но и зашифрованы послания к современникам. Их автор рассказал «Фонтанке», где искать ключи к шифрам, и некоторые другие подробности появления портретов.
Сергей Юрский, Владимир Высоцкий, Андрей Краско, Алла Пугачева, Юлий Ким, Андрей Константинов, Сергей Селин, Наташа Пивоварова, Павел Лунгин, а также Валентина Матвиенко, Владимир Жириновский, Сергей Миронов и еще более сорока лиц, обладателей которых не надо представлять, очень выразительно смотрят с портретов, созданных Алексеем Лушниковым в сложной графической технике. Некоторые ее секреты, а также саму идею, объединяющую все 54 работы, Алексей открыл нам по секрету.
Идею определило место, где известный телеведущий оказался некоторое время назад, — французский город Биарриц на юге Франции, на территории так называемой Земли басков, одной из древнейших цивилизаций на планете. Мысль состояла в том, чтобы объединить лица, условно говоря, идолов нашей эпохи с символами и знаками былых цивилизаций. Алексей Лушников убежден, что культовые символы, которые использовали египтяне, ацтеки, баски, а также рыцари средневековых орденов, воздействуют на сознание человека независимо от того, в каком веке он живет. «Я отлично понимаю, что со стороны, возможно, это звучит безумно, но я профессиональный историк и специально изучал язык знаков исчезнувших цивилизаций» — поясняет Алексей Лушников.
Сами портреты — графическое производное от фотографий. Автор использовал краску под названием «Акрил 3D», которая обладает особым свойством, высыхая, не терять объема. Компьютерная графика тоже имеет место, но и она весьма специфична: «Мне французы создали такую программу, что я мог рисовать не мышкой, а кончиками пальцев». «Однако не менее важная часть моих портретных композиций — подчеркнул Лушников, — это камни, самые разные: полудрагоценные, простые, битое стекло, кусочки раковин — они выложены на портретах в виде тех самых знаков, о которых я говорил».
Так что относиться к работам Лушникова стоит как к игре с сознанием и подсознанием современников. Воспринимая узнаваемое лицо на портрете как часть совокупного посыла, призванного — представьте себе — наладить связь времен. Тут, пожалуй, уместно предупреждение, что механизм воздействия артефактов Алексея Лушникова до конца не изучен и не может быть проконтролирован.
Наконец, выставка имеет еще одно предназначение. Она — повод собраться и поговорить на темы, связанные с механизмами современного сознания, поразмышлять над изменчивостью его приоритетов, реанимировать память. Так, например, на 3 июня запланирована общественная дискуссия «От перестройки до модернизации» с показом документального фильма Алексея Лушникова «Горбачев». На 7 июня — общественная дискуссия «Русские во Франции» и просмотр документального фильма Лушникова «Посольская церковь». А 8 июня объявлено мемориальным: в 19.00 в галерее будут вспоминать автора песен и режиссера Наташу Пивоварову, кинорежиссера Марию Соловцову и мецената Дмитрия Прасолова, пройдет премьера фильма-концерта Алексея Лушникова «Наталья Пивоварова. Парголовские вечера».
Выставка продлится до 10 июня.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»