Развитие современной сети Северо-Западным Телекомом уже обернулось проблемами для тысяч абонентов. После принудительного перевода на новую технологию PON (Passive optical network – пассивные оптические сети) у многих пользователей перестала работать охранная сигнализация (за подключение новой связисты хотят почти тысячу долларов). А сам телефон перестает работать в случае отключения электроэнергии в доме.
Развитие современной сети крупнейшим оператором телефонной связи Петербурга – ОАО «Северо-Западный Телеком» (бывш. ПТС) - уже обернулось проблемами для тысяч абонентов. После принудительного перевода на новую технологию PON (Passive optical network – пассивные оптические сети) у многих пользователей «суперлиний» перестала работать охранная сигнализация, а за подключение новой связисты хотят почти тысячу долларов. А сам телефон перестает работать в случае отключения электроэнергии в доме.
Кроме того, из-за модернизации у абонентов поменяли номера телефонов. СЗТ обещал сохранить входящую связь по старым номерам в течение трех месяцев, но в действительности она перестала функционировать в первый же день после перехода на «цифру».
Медь и оптические трубы
В такой непростой ситуации оказались, в частности, жители нескольких домов по Гражданскому проспекту, попавших в так называемый «пилотный» проект по внедрению новых технологий.
Весной проживающие в этих домах пользователи СЗТ получили письмо, подписанное коммерческим директором петербургского филиала компании Максимом Афанасьевым. В нем красочно расписывались преимущества технологии PON: высокоскоростной доступ в Интернет, защита от прослушивания и «подсадок», тональный набор номера, определение номера, переадресация вызовов и т.д.
«Переключение на технологию PON производится без взимания оплаты, тарифы на услуги местной телефонной связи остаются без изменений. Для Вашего удобства и возможности сообщить о смене номера Вашим друзьям и родственникам в течение 3-х месяцев с момента переключения входящая связь по старому телефонному номеру будет сохранена», – пообещал Афанасьев.
На деле все оказалось не так радужно. По словам Веры Савко, оказавшейся среди абонентов «пилотной зоны», дозвониться им по старому номеру стало невозможно сразу же после перехода на PON.
«Причем мастер подтвердил, что так и должно быть. Кроме того, в случае отключения электричества новая телефонная линия не работает. Это означает, что даже сообщить о поломке возможно будет только по сотовому, который, кстати, тоже может разрядиться и т.д. А за прошедшую с момента переключения неделю мой стационарный телефон уже дважды не желал работать по причине «перегрузки сети», даже при наличии электричества», – повествует пострадавший абонент.
Но самым неприятным образом новые технологии отразились на жильцах, которые пользовались охранной сигнализацией вневедомственной охраны. Ведь она подключена по тем же медным проводам телефонной компании, которые будут срезаны уже к концу лета. Но зато СЗТ оперативно предложил решение проблемы: за 30 тысяч перевести сигнализацию на оптоволокно. При этом вместо 300 рублей в месяц, которые пользователи платят сейчас, за обслуживание новой системы предлагается отдавать уже 700 рублей.
"В справочной службе СЗТ нам предложили три варианта: либо вы остаетесь без сигнализации, либо без телефона и сигнализации, либо платите 30 тысяч", – рассказывает Вера Савко.
В пресс-службе СЗТ признают наличие технической проблемы: «При переключении на технологию PON существующая схема подключения охранной сигнализации сохраняется на протяжении трех месяцев, – поясняет Марина Сухих, директор департамента корпоративных коммуникаций компании. – На текущий момент ОАО «СЗТ» и Управление вневедомственной охраны (УВО) проводят работы по модификации схемы подключения охранной сигнализации с учетом изменения технологии оказания услуг связи. Таким образом, абонентам предлагается подключить охранное оборудование по технологии PON от вневедомственной охраны после утверждения модифицированной схемы или же альтернативных операторов безопасности».
За чей счет планируется проводить такую модернизацию и сколько будут стоить альтернативные каналы – в компании не пояснили.
Принудительное счастье
Отказаться от заключения новых договоров нельзя – уже к концу лета действующие провода в попавших в «пилотную» зону домах будут физически удалены. В самой телефонной компании такую реформу объясняют необходимостью модернизации сети: «В связи с износом и устареванием оборудования и медных сетей связи, технически становится невозможным оказание услуг по традиционным технологиям (TDM, ADSL), – пояснила Марина Сухих. – В этом случае оборудование и линейные сооружения будут планомерно выводиться из эксплуатации. Компания уведомляет об этом своих клиентов и предлагает им альтернативную возможность пользования аналогичными услугами связи. Если абонент не выразит свое согласие пользоваться услугами на базе PON (не перезаключит договор), то с момента вывода соответствующего оборудования из эксплуатации услуги связи предоставляться не будут».
Насколько такие требования законны? Действующие правила оказания услуг местной телефонной связи, утвержденные правительством России, разрешают замену абонентского номера, причем даже массовую.
Единственное условие – предварительное (не менее чем за два месяца) уведомление пользователей. А вот расторгнуть или изменить договор без согласия абонента оператор не вправе. Нельзя навязывать клиенту и изменение схемы включения работающего по отдельной абонентской линии оборудования. Для телекоммуникационных компаний, проводящих модернизацию оборудования, никаких исключений не сделано.
Следовательно – они обязаны исполнять ранее заключенные договора, даже если по медному проводу или почти антикварной декадко-шаговой АТС (такие уже выведены из эксплуатации) будет обслуживаться всего один, знающий свои права абонент.
С такой ситуацией в свое время столкнулись сотовые операторы стандартов NMT («Дельта Телеком», «Московская сотовая связь» и др.) и N-AMPS (FORA Communications): развитие технологий мобильной связи вынуждало их внедрять новые цифровые стандарты (GSM и CDMA), но что было делать с действующими клиентами, которые не желали покупать новую трубку? «Дельта» и ее партнеры пошли по самому простому, но далеко не самому добросовестному пути: объяснили расторжение договора форс-мажорными обстоятельствами – лицензия на предоставление услуг в аналоговом стандарте закончилась, а потому оператор вынужден прекратить обслуживание абонентов в связи с действиями государственных органов (!). То, что компания просто не заявляла о продлении лицензии, в официальных разъяснениях умалчивалось. В отличие от них FORA Communications (ОАО «Санкт-Петербург Телеком», ныне работающая под маркой TELE2) в течение многих лет продолжала поддерживать сеть уже архаичного стандарта, относящегося к G1. А самым амбициозным абонентам, по данным «Фонтанки», бесплатно выдавала аппараты GSM и сохраняла прямые городские номера.
Пояснить правовые аспекты расторжения договоров с добросовестно оплачивающими услуги связи и исполняющими другие обязанности абонентами в пресс-службе ОАО «СЗТ» не смогли. А эксперты считают ситуацию спорной: «Высший арбитражный суд РФ еще в 2009 году указал на недопустимость одностороннего отказа оператора связи от исполнения публичного договора, – поясняет Ольга Карпова, старший юрист коммерческой практики компании Rightmark group. – Однако в данной ситуации такой отказ вызван не нежеланием предоставлять услуги связи, а невозможностью их оказания без внесения изменений в действующий договор. Очевидно, что судебные разбирательства по данному вопросу неизбежны».
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"