На днях в Петербурге задержан очередной липовый батюшка, сколотивший на вере простодушных людей немалый капитал. В Петербургской епархии не ведут черных списков с именами священнослужителей-самозванцев. Поэтому о том, какие масштабы приобрело лжесвященничество, можно только догадываться. Но в церкви говорят, что это явление массовое и неискоренимое.
Батюшка, похожий на бомжа
61-летний житель псковской деревеньки Ельма, представлявшийся отцом Феофаном, собирал дань с питерских коммерсантов. Он действовал по хрестоматийному сценарию. Облачившись в черную рясу, собирал пожертвования «на богоугодное дело» - восстановление разрушенного храма. Как показала история «отца Феофана», священник, будь он даже в самом непотребном виде, всегда может рассчитывать на финансовую помощь.
От «Феофана» за версту несло сивухой, порой он не мог связать пару предложений, но серьезные, умные бизнесмены в буквальном смысле кормили прохиндея, не задавая вопросов, кто он и откуда.
Первым, кто поинтересовался личностью просителя, был Владимир Кривошапов, генеральный директор компании «Ленгипромез». Он разоблачил фальшивого батюшку в пять минут. Именно столько времени занял телефонный звонок в Московскую патриархию, где о «Феофане» из Пскова слыхом не слыхивали. Фальшивый батюшка уже задержан милицией.
"Сначала к нам пришло письмо из Псковской области с просьбой пожертвовать деньги на восстановление Свято-Владимирского Крещенского мужского монастыря, - рассказал «ТС» Владимир Кривошапов финальную историю похождений «Феофана». - Мы перечислили им три тысячи рублей. А затем «священник» явился ко мне сам. Привез очередное прошение о пожертвовании и грамоту - якобы от патриарха Кирилла. Грамота была красивая - с печатью и личной подписью патриарха".
Прошение о пожертвовании на нужды храма тоже не было обычным листком бумаги. К бизнесмену якобы обращалась сама Московская патриархия - на официальном бланке, с реквизитами, был даже проставлен номер письма.
"Уже уходя, он попросил у меня деньги наличными, - вспоминает Владимир Кривошапов. - Я дал, сколько было, - три тысячи рублей".
Что самое удивительное, подозрение, что священник «какой-то не такой», возникло у бизнесмена с первых минут общения.
"Несмотря на рясу, он был похож на бомжа, - говорит Кривошапов. - К тому же еще был нетрезв".
Но деньги, тем не менее, подозрительному гостю он все-таки дал. Зачем?
"А вдруг это был настоящий священник", - поясняет бизнесмен.
Но после ухода «святого отца» Владимир Николаевич все же решил развеять свои подозрения и тут же позвонил в Московскую патриархию. Оказалось, в природе не существует не то что отца Феофана, но даже самого храма, на восстановление которого нетрезвый проситель собирал деньги с питерских бизнесменов. А как же грамота от патриарха Кирилла?
"Тоже фальшивка, - говорит Владимир Кривошапов. - Сделана на цветном принтере"
К слову, красочные подписи патриарха, митрополитов, архиереев выложены в Интернете. Скопировать их может любой дилетант. Мошенники этим приемом активно пользуются.
Не верьте людям с кружками
"Лжесвященники существовали во все времена, - говорит протоиерей Георгий Иоффе, заместитель председателя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. - В 1990-е годы их было особенно много. В метро странные люди в рясах с кружками на груди ходили. Или стояли на дорогах с предложением освятить автомобиль. Они и сейчас встречаются. Только очень грамотный человек может отличить подделку от подлинника".
Не редкость, когда в больницах, на кладбищах появляются мошенники, одетые священниками, читающие «Молитву на освящение всякой вещи» и выдающие ее за совершение таинства соборования.
Выяснить, настоящий батюшка или прикидывается, просто. Нужно попросить у него… удостоверение. Им в данной ситуации может быть либо архиерейский указ о рукоположении конкретного священнослужителя, либо справка о том, что он состоит в каноническом общении с церковью. Если священник состоит вне штата (есть и такие «вольнонаемные» сотрудники), то у них должна быть отпускная грамота от архиерея. Мало того, на сбор пожертвований также существует свой документ, который выдается только за подписью правящего архиерея. Деньги в этом случае можно собирать только на территории одной конкретной епархии.
"Священник должен получить благословение архиерея, - поясняет протоиерей Георгий Иоффе. - Это непреложное каноническое правило".
Не прозорливы, а прожорливы
В последние годы появилась любопытная тенденция среди лжесвященников - они меняют личину, называясь «святыми старцами». Поле деятельности здесь самое широкое: старец в сознании многих - не просто посланник Божий, он еще и целитель, и ясновидец, и пророк.
"К сожалению, в нашем достаточно малограмотном обществе образ старца культивируется как образ человека, знающего ответы на все вопросы, - сетует протоиерей Георгий Иоффе. - Но лжестарцы не прозорливы, а прожорливы. А люди ведутся на такой духовный китч, потому что не знают настоящих церковных людей".
Немало среди аферистов и женщин, рядящихся в скромные одежки монахинь. Кроткий взгляд, тихий голос - вот образ и готов.
Всякий криминальный сброд (бомжи, наркоманы, алкоголики) собирается в монастырях, где им дают приют. Монастыри сейчас - вовсе не уединенные места для моления, а проходной двор. Никакого учета пришлых работников (трудников), по сути, не ведется. Все данные записываются в монастырские книги чуть ли не со слов самих трудников. А среди них кто только ни встречается - в том числе и преступники, объявленные в розыск. Так что, кто молится в тихих храмах, одному Богу известно. Впору вешать при входах в церкви и монастыри доски «Их разыскивает милиция». К примеру, в Череменецком Иоанно-Богословском мужском монастыре под Лугой кормятся около 15 трудников. По словам местных жителей, целыми днями они бесцельно слоняются по обители и окрестностям. Жители близлежащих деревень с наступлением сумерек запираются на все засовы. Кстати, в последнее время объявилась банда, которая уже ограбила несколько монастырей на Северо-Западе. Настоятели считают, что наводчики - кто-то из своих, церковных людей.
Ирина Молчанова,
Подробнее читайте в газете "Ваш Тайный Советник" от 5-го июля 2010-го года.