Разводов дико много, по моему прогнозу, их в ближайшее время станет еще больше. Но институт брака никуда не уходит, в очередной раз он просто ищет другие столпы. Если раньше он опирался на сексуальность, родственность и репродукцию, то сейчас начинает опираться на иное... И сейчас вопрос только в том, сколько времени надо на то, чтобы «пересесть на других коней». Поэтому, когда говорят, что количество разводов чудовищно растет... Да, согласен! Когда говорят: конец институту брака, - нет, глупость!
Удивительным образом во всех культурах, которые были разнообразны и возникли в разных частях света, все-таки человечество пришло к тому, что сегодня называется институтом семьи, институтом брака. Что подвигло людей на это? Я пытаюсь всякий раз спрашивать об этом у своих студентов. Но причины основных было две: одна - глобально биологическая, вторая - глобально экономическая.
Биологическая - это когда люди, еще ничего не понимая в генетике, стали отмечать, что в замкнутых общинах на свет появляется много уродов, нежизнеспособных деформированных младенцев. Так, со временем постепенно возникла традиция брать жену из других родов, и даже издалека, чтобы точно не было кровосмесительных связей. Экономическая же причина вступления человека в союз в том, что каждый хочет кому-то оставить то, что добыл в течение жизни. Кто является моим продолжателем? Тот, кто рожден мною от какой-то женщины. Кто она? Я должен выяснить это в родоплеменной структуре: кто моя женщина, и кто из возящихся на площади детей - мой сын. Вот так проходила в веках кристаллизация того, что сегодня мы называем семья.
Но на протяжении многих тысяч лет мотивы вступления в брак менялись. Мы сегодня это не очень осознаем, что были периоды морганатических браков, браков «по расчету», как мы сказали бы сегодня. Например, семья погибает, есть нечего, а шансов заработать у главы семейства мало. Эту ситуацию можно изменить, женив сына на соседской дочери. Были и браки во имя мира, когда княжество отдавало дочь за предводителя другой земли, что становилось гарантией мира. И все эти браки, увы, не были основаны на выборе. А там, где присутствовал индивидуальный выбор, как правило, была кровь, обман и предательство. Именно поэтому любовные истории с индивидуальным выбором, описанные в литературе, всегда ужасны, те же Монтекки и Капулетти, та же "Бесприданница", где маменька видит только один путь поправить тяжелое состояние семьи и убрать долговые обязательства. На Востоке и сегодня эту традицию в какой-то мере продолжают, и если ты не имеешь четырех баранов, то не имеешь права жениться, копи! А любовь как основной мотив для брака возник совершенно недавно: «я выйду замуж - женюсь только на том, кого люблю». Для многих современных людей иначе и быть не может, но на самом деле история этого мотива довольно короткая: каких-то 3-4 века всего!
Вспомним конец 60 годов 20 века, когда происходит грандиозное социально-психологическое явление, которое носит название сексуальная революция, хотя я с большой натяжкой назвал бы это сексуальной революцией. В чем же суть, попытаемся проанализировать. В конце 60-х мир был потрясен выступлениями студентов Сорбонны, потом ситуация перекинулась на другие университеты, в том числе американские. И в течение года-полутора по миру катились бунты с поджогами, выступлениями, хаосом на улицах; и было невозможно понять, чего же хотят разбушевавшиеся молодые люди. Это стало очевидно позже: поколение послевоенных не могло разобраться, правы их отцы или нет. В их головах засело противоречие: с одной стороны, герои, победившие фашизм, с другой - Хиросима и Нагасаки с атомной бомбой и тысячами бессмысленных жертв. Они не верили политике: что коммунисты, что фашисты, по сути, несли ложь, обман, манипулировали людьми. Бизнес тоже представлялся им ложью! Генри Форду принадлежит сакральная фраза: "Я готов отчитаться за каждый доллар, кроме первого миллиона". На этом фоне молодежь подошла к точке кипения. И семья, в конце концов, для них стала той же фальшью и враньем: в каждой семье - внебрачные связи, в каждой семье - на людях демонстрация счастливых отношений, в своих стенах - отчужденность, скандалы. Все фальшиво и лицемерно! Потому надо было все разрушить! Это идея стала главной для молодежных движений. Итак, надо разрушить омерзительный бизнес, где только жажда наживы, отвратительную политику, где задача только обмануть избирателя, и дальше - институт семьи, который прогнил. Не случайно тогда возникает движение хиппи. Эти ребята демонстративно рвали на себе одежду, выходили на улицу, играли в дудочку и просили милостыню. Многие не понимают, что дорогие разорванные джинсы сегодня - отголосок той истории, где разорвать респектабельные одежды было символом ухода от буржуазной культуры и всеобщего лицемерия. Куча молодых людей устремлялись на Тибет, к Востоку, слушать каких-то лам, искать истину. Тогда же пропагандировалось дикое увлечение наркотиками. "Раз этот мир такой отвратительный - я создам свой мир". И надо разбить институт семьи. Семья - дрянь, отношение супругов - видимость. А что не дрянь?! Это секс! Только к нему липкие и потные руки взрослых не могут добраться. Даже если вы встретитесь на десять минут - это ваш личный выбор. "Не занимайтесь войной - занимайтесь любовью", - пел Джон Леннон. Количество разводов нарастало, браки распадались.
Тогда это было начало, сейчас - следует продолжение. Как это интерпретируют психологи? Согласно научным исследованиям, современный, условно говоря, европейский брак опирался на три ценности, сформированные за три века: брачность, сексуальность и репродукция. И вдруг они отодвигаются на второй план.
Объясню по порядку, что под чем подразумевать. Что такое брачность? Под этим понимается воссоздание новой родственности. Подразумевается, что у каждого человека есть родственники: мать, отец, сестра, дети. Каждый человек прекрасно понимает, что они вряд ли самые лучшие люди в мире. Но он обязан их любить по факту, потому что они ЕГО ЛЮДИ! Например, вряд ли мой отец был самым лучшим человеком в мире - это бред. Но я его люблю, потому что он МОЙ ОТЕЦ. Так же и дочь, которая имеет минусы, много меня мучает, но я люблю ее больше, чем других девочек. Почему? Родственница, как неотделимая от меня вещь. Если я нормальный человек - то это так! И за последние века муж и жена ВКЛЮЧАЛИСЬ в понятие РОДСТВЕННИКОВ. Этому помогали священники разных конфессий, которые говорили: "на всю жизнь", "прилепись жена к мужу", и всякое такое. И человек разводящийся был редок, и это была очень странная история.
В наши времена развестись стало просто, как плюнуть. Общественное сознание это приемлет: третий раз замужем - ну и что, пятый раз женат - да ради Бога! Но еще сравнительно недавно говорили, наверное: он/она не в себе. Пожилые люди знают, что даже второй раз в советские времена жениться было странно: уже на какую-то значимую должность, связанную с поездкой за рубеж, не возьмут. Это было признаком идиотского по нынешним временам понятия нравственной неустойчивости. Сегодня иметь второй, третий, пятый брак - совершенно нормальная вещь: "Вот, познакомьтесь, ее муж, третий". И эту женщину не считают сумасшедшей! Ну, а разве можно иметь третьего отца, мать... Вот так понятие брачности как родственности и стало размываться, потому что ни маму, ни папу, ни сына, ни сестру, ни дочь я сменить не могу, зато мужа или жену - легко. Этот персонаж теперь не входит в круг родичей!
Второе понятие, ради которого, браки создавались, это - сексуальность. Что это такое? Внебрачные связи были всегда. История показывает: всегда изменяли, всегда возникали любовные сюжеты - истории за пределами семьи. Это было возможно, но НЕТИПИЧНО, и, грубо говоря, большая часть сексуальной жизни человека среднестатистического проходила в браке. Что вопил недоросль Митрофанушка у Фонвизина: "Не хочу учиться, а хочу жениться". Сегодня каждый понимает, что вместо жениться другой глагол должен быть, чего он хотел - понятно, он хотел каких-то интимных переживаний. И это было очень точно для того времени: хочешь секса - надо жениться, хочешь секса - должна замуж идти. Грубо говоря, измены были всегда. Но даже арифметически: большая часть сексуальной жизни происходила в браке. Ну давайте к нашему приблизимся времени. Даже 30 лет назад, если бы какая-то женщина сказала соседке, что ее 20-летняя дочь живет без регистрации с каким-то 20-летним парнем, то был бы ужас. Ей бы сочувствовали, говорили, какой кошмар, как это - без регистрации с кем-то живет! Совершенно понятно, что сегодня это считается даже плюсом! «Очень хорошо, что они живут вместе: она не будет постоянно менять партнеров. Сложатся отношения - значит, замуж выйдет, нет - значит, они не подходят друг другу". Колоссально изменилась общественная мораль! То есть, сегодня, чтобы иметь сексуальную жизнь совершенно не надо выходить замуж и жениться. Поэтому вторая ценность - сексуальность - тоже не является цементирующей для семьи.
Третья ценность - репродукция, продолжение рода. Давайте посмотрим, что произошло с этим в течение нескольких десятилетий. В конце 60-х доля детей, родившихся вне брака в Ленинграде, составляла 0,7 процента. Это 1968 или 1969 год. Прошло всего лишь 30 лет, и сегодня доля таких детей уже 15 процентов! Это фантастический процент - в 20 раз! И если бы 20 лет назад женщина сказала другой, что ее дочь родила ребенка неизвестно от кого... Ну, это стыд-кошмар-аморально. Сегодня, да, тебе 35 лет, ты не нашла того, с кем готова жить, и приняла решение от приличного человека родить. Ты молодец! Ты будешь воспитывать ребенка, закрутится новая жизнь, посвятишь себя ему. Замечательно! Вот так три базовые для семьи ценности очень сильно потеряли в своей значимости.
На этом фоне стоит вопрос - и что? По определенной закономерности, в науке возникают три другие ценности, то есть на смену тем приходят иные. И это нормально! Так же, как тысячу лет назад самые замечательные родители девочек продавали за калым, а сегодня это аморально и подсудно, и в принципе - невозможно. Продолжим об этом позже.
Лев Щеглов, доктор меднаук, профессор, сексолог