Оказывается, только 3,5 процента чиновников Петербурга пользуются служебным транспортом. Остальные либо ездят на общественном, либо на личном, - такое заверение содержится в ответе Смольного на депутатский запрос Алексея Ковалева. Бумагу завизировала губернатор Валентина Матвиенко.
Правда, надо отметить — в запросе парламентарий интересовался другим: как исполняется рекомендация градоначальницы к членам правительства раз в месяц ездить в общественном транспорте и изучать транспортные проблемы Петербурга. Уточнить этот вопрос у самих членов правительства решила «Фонтанка».
О том, что чиновникам надо на себе почувствовать толчею в автобусах и духоту в метро, речь шла еще в 2007 году, когда на одном из заседаний городского правительства Валентина Матвиенко наказала своим подчиненным раз в месяц проезжать на общественном транспорте и изучать обстановку. С тех пор о путешествиях вице-губернаторов и других членов правительства в трамваях и метро было слышно немного. Однозначно одно – никто из них "как штык" раз в месяц не оставлял автомобиль и не передвигался по городу «как все остальные». Однако время от времени все же и высшие чиновники спускались до обычных горожан. Правда, это зачастую делалось лишь под запись телеканалов.
До этого распоряжения однажды, пока Валентина Матвиенко была в отпуске, вице-губернаторы все по очереди проверяли работу нового подвижного состава на социальных маршрутах в курируемых ими районах. Помимо этой акции, первый пассажир, о котором узнала общественность, был Михаил Осеевский. Он играл роль провокатора – катаясь в автобусах, троллейбусах и маршрутках он проверял – дадут ли ему билетик или нет. В маршрутке ездил и ныне бывший вице-губернатор Виктор Лобко. Чиновнику так сильно не понравилось бескультурье водителей «газелек», что это стало достоянием общественности: «Три раза прокатился на маршрутке туда и обратно. И всем нам рассказывал, делился впечатлениями. Водитель разговаривает по мобильному телефону, руль локтем держит. Виктор Николаевич ему замечание сделал, так тот ответил, мол: не нравится – выходи отсюда. Как это допустимо? Виктор Николаевич просто часто на телевидении не бывает, его в лицо не знают», - рассказала губернатор про злоключения в прошлом руководителя администрации губернатора.
Ныне же, отвечая депутату на запрос, Валентина Матвиенко отметила, что рекомендации пользоваться общественным транспортом были даны, но никаких официальных поручений, оформленных нормативным актом, не было. И поэтому подобные акции могу быть исключительно добровольными.
Впрочем, и без топовых лиц, чиновников, не использующих служебные машины, предостаточно. Напомним, что в Смольном работает порядка 7 тысяч служащих. Так вот, согласно ответу градоначальницы, служебным автотранспортом пользуется около 3,5% от общего числа государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга.
«Только в 2009 году за счет отказов от автотранспортных услуг по заключенным контрактам СПб ГУАТП "Смольнинское" с исполнительными органами государственной власти фактическая экономия составила 54 миллиона рублей», - сообщается в конце ответа депутату. К слову, сам Ковалев давно отказался от служебной машины и не раз был замечен корреспондентами «Фонтанки» в маршрутках. Кроме него из парламентариев экономить бюджетные средства согласились всего несколько человек: Сергей Никешин, Ольга Литвиненко, Елена Бабич, Андрей Ловягин и Сергей Соловьев. Недавно в метро спускался вице-спикер ЗакСа Сергей Анденко, которому, по его признанию, в питерской "подземке" очень нравится.
Сегодня «Фонтанка» поинтересовалась у ряда членов правительства, когда они последний раз исполняли рекомендации губернатора. К часу дня на этот вопрос ответили всего четверо – остальные оказались либо недоступны, либо еще не собрались с духом для ответа.
Так, вице-губернатор Игорь Метельский, с недавнего времени отвечающий за имущественный блок, не далее как 6 июля ездил в метро. Нога высокого чиновника ступила на платформы станций «Звездная», «Московская» и «Московские ворота». Путешествовал Метельский, правда, по служебной необходимости – проверял, не стоят ли около входа запрещенные ларьки, и везде ли продаются газеты в киосках. Помимо этого, обратил внимание на рекламу в метро - ее настолько много в вагонах, что стенды с картами метрополитена и листки с другой полезной информацией теряются в этой массе.
Глава КФК Дмитрий Буренин заверил нас, что постоянно инспектирует работу маршрутных такси, которые следуют в Курортный район от метро «Старая деревня». Там ездят не «Газели», а небольшие автобусики: «Как человек, имеющий отношение к скоростному передвижению, я всегда осматриваю колеса. Машины, конечно, разбитые, но уж получше «газелек». Еще пока крепкие».
В ту же сторону недавно на общественном транспорте ездил недавний член правительства, глава комитета по внешним связям Александр Прохоренко. Но тот решил воспользоваться электричкой, на которой проехался от Финляндского вокзала прямо до Репино. Остался весьма доволен. А вот проехав до этого на маршрутке, довольно сильно испугался: «Можно ездить только зажмурив глаза», - посетовал чиновник.
Вице-губернатор, отвечающая за сферу здравоохранения, Людмила Косткина, недавно ездила в метро. И регулярно катается несколько остановок на трамвайчике по Московскому району: «Там свободное движение, на трамвае ехать очень удобно».
К вечеру на вопросы "Фонтанки" ответило еще три члена правительства. Среди тех, кто не собрался с мыслями, оказался в отпуске или слишком занят, остались вице-губернатор Михаил Осеевский (ныне и.о. губернатора), представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский и глава Адмиралтейского района Наталья Гордеева.
Глава КЭРППиТ Евгений Елин ничего не знал о поручении губернатора – он, как оказалось, и без рекомендаций свыше пользуется регулярно общественным транспортом. Он рассказал «Фонтанке», что на прошлой неделе ездил домой общественным транспортом. Из всех видов передвижения предпочитает метро. «Это беспробочный вид транспорта», - отметил чиновник. Он не видит ничего особенного в том, чтобы прокатиться в метро или на маршрутке, несмотря на высокий статус.
Вице-губернатор Юрий Молчанов, отвечающий за транспортный блок, сообщил, что месяц назад ездил на метро и без проблем добрался до пункта назначения за то время, которое рассчитывал потратить на поездку. И к своему удовлетворению отметил, что в метро, по крайней мере, в худшую строну, ничего не поменялось. Молчанов, к слову, единственный член правительства, который предпочитает всем видам общественного транспорта так называемый №13, - он убежден, что пешие прогулки полезны для здоровья.
Вице-губернатор Алексей Сергеев в прошедшее воскресенье, 11 июля, ехал на маршрутном такси. Вечером поставил машину в гараж и решил проехать одну остановку, чтобы не идти по жаре. «Что касается замечаний, то к конкретному маршруту никаких претензий не возникло. В принципе, общественный транспорт не исключаю как средство передвижения, стабильно пользуюсь несколько раз в месяц. На работу и с работы езжу на служебном автомобиле, а в выходные дни пользуюсь личным автомобилем и общественным транспортом. В основном, это трамвай. В последнее время никаких нареканий эти поездки не вызывают - ни по времени ожидания, ни по обслуживанию. Единственное, пожалуй, чего не хватает в нашем общественном транспорте в такую погоду, так это кондиционеров».
Справка: Автопарк ГУП АТП «Смольнинское» обслуживает все руководство исполнительных органов власти и депутатов законодательного собрания Петербурга. В ЗакСе служебными автомобилями пользуются 44 депутата, спикер и руководители служебных подразделений. В Смольном машинами обслуживаются губернатор, 15 членов правительства, 37 руководителей отраслевых органов, 18 глав районов и некоторые из их заместителей (и районов и комитетов).
В 2004 году из городского бюджета было выделено 50 миллионов рублей на приобретение 50 автомобилей «Вольво», предназначенных для депутатов Законодательного собрания (стоимость каждой составила от 31 000 до 40 900 долларов). В мае текущего года народные избранники решили пересесть со служебных «Вольво» на «Тойоты», и в недрах свежих бюджетных поправок появились строчки с выделением 65 миллионов на приобретение подвижного состава. Незадолго до этого, в апреле текущего года Смольный объявил конкурс, в последствии выигранный компанией «Тойота» на приобретение 44 черных четырехдверных седанов на общую сумму в 50 миллионов рублей. До этого автопарк Смольного обновлялся в 2008 году – для членов правительства закупили новые "Ауди А8» за 70 миллионов рублей. В дополнение к ним для комитетов приобрели 15 автомобилей "Вольво S80" по 1,4 миллиона рублей для служебных разъездов заместителей председателей комитетов, 13 автомобилей марки "Форд Мондео" по 752 тысячи рублей - для начальников управления центрального аппарата и 29 автомобилей "Форд Фокус" по 592 тысячи рублей (всего на сумму 48,6 миллиона рублей). До "Ауди", в 2005-м году, городские чиновники закупали автомобили "Вольво". В бюджете на 2005 год было заложено 37 миллионов рублей на закупку 30 шведских седанов.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»