Сегодня в Культурном центре «Лофт-проект "Этажи"» начала работу выставка победителей крупнейшего международного конкурса фотожурналистов World Press Photo . Среди двухсот выставленных фотографий есть как шокирующие свидетельства насилия, так и образы поразительной красоты. «Культурная столица» пообщалась с международным координатором выставки Фемке ван дер Вальк и выяснила, как отбираются снимки, которые впоследствии становятся знаками эпохи и легендами.
– Какова «кухня» конкурса? Сколько времени уходит на отбор фотографий и как это происходит?
– Каждый следующий год традиционно становится рекордным по количеству участников и присланных снимков. В этом году жюри две недели сидело в темном зале, просматривая 101 960 слайдов с фотографий: в первом раунде отбор шел по принципу «да-нет», во втором обсуждали достоинства работ и предпочтения каждого из членов жюри. На этот раз мы собрали дополнительные жюри для категорий «Спорт», «Портреты» и «Природа», поскольку эти разновидности репортажной фотографии имеют свою специфику и для их оценки требуются особые знания и опыт. До того момента, когда победители определены, все снимки анонимны и идут под номерами, имена авторов никоим образом не влияют на ход конкурса. В апреле мы собираем фотографов в Амстердаме на церемонию награждения, а с мая копии работ отправляются в турне по разным странам. В Петербург прибыл один из пятнадцати тиражей выставки, подготовленной в Нидерландах.
– Есть ли общие принципы отбора фотографий?
– Есть, но они касаются только Гран-при, «Фотографии года»: сюжетом снимка обязательно должно быть одно из важнейших событий года, и члены жюри особенно ценят передачу обстоятельств и атмосферы, а также некоторую загадочность, которая побуждает всмотреться в изображение. Так был выбран снимок-победитель, на котором итальянский фотограф Пьетро Мастурцо запечатлел протесты против результатов выборов в Иране. Для остальных работ основной критерий – яркий и запоминающийся визуальный образ. После конкурса жюри еще решило назначить особую награду – «специальное упоминание» – для работы, которая не могла быть сделана профессиональным фотографом, но получила большой отклик в прессе по всему миру. Это кадр из видео, вывешенного на YouTube в июне 2009 года, где показано лицо молодой женщины, убитой во время послевыборных беспорядков в Иране. Главное – чтобы фотография отражала важное событие и «цепляла».
– Среди фотографий есть немало работ, показывающих разрушения и страдания, вызванные атаками Израиля на Газу. Однако совсем нет снимков, показывающих войну с другой стороны. Это позиция жюри?
– Нет, причина исключительно в качестве работ. Просто не было хороших снимков, показывающих жизнь Израиля. Ни одной работы русского фотографа тоже нет среди победителей, хотя в списке участников вы найдете 156 человек из России, и дело тоже в качестве.
– Работы из каких категорий обычно становятся «Фотографиями года»?
– Это либо «Экстренные новости», либо «Общие новости», может быть, «Повседневная жизнь». Очень важен отклик на события мирового значения. Что касается прошлого, то, например, фотографией 1955 года был снимок человека, упавшего с мотоцикла, а в 1958 году – футболиста, идущего к мячу под проливным дождем. Но уже в 1960-х побеждает репортажная фотография, какой мы ее знаем сегодня.
– Что происходит с фотографиями-победителями после конкурса? Занимаетесь ли вы их продвижением?
– В течение года права принадлежат фонду World Press Photo, за исключением «Фотографии года», которая дольше остается в нашей собственности. Наша задача – поддерживать фотожурналистику, организовывать образовательные программы, давать как можно большему числу людей доступ к лучшим работам.
– Видите ли вы в конкурсе и выставках World Press Photo метод пропаганды демократии?
– Официально это не входит в наши задачи, но такой эффект, конечно, присутствует. Я встречалась с критикой и другими резко отрицательными реакциями на выставку, но мы как раз стремимся к тому, чтобы как можно больше людей знали, что происходит в мире, пусть даже им это и не нравится. Меня, кстати, очень воодушевляет количество людей в Петербурге, которым интересна выставка, хотелось бы надеяться, что теперь она будет проходить здесь каждый год.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Культурного центра «Лофт-проект "Этажи"».
Ранее по теме: В «Этажах» выставляют лучших фотожурналистов мира
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»