Следственным органам Петербурга потребовалось три года, чтобы предъявить двум инспекторам ГИБДД обвинение в необоснованном выезде на «встречку», повлекшем смерть человека. То трагическое ДТП на Дальневосточном заставило автолюбителей объединиться под черными флагами в попытках призвать к ответу виновников, которые скрылись с места аварии. Но ни акции протеста, ни письма главам различных ведомств не смогли ускорить следствие. Спустя три года, оно все же завершилось, и дело направлено в суд.
Узнать имена сотрудников ГИБДД, которые 20 июля 2007 года двигались по Дальневосточному проспекту в служебной машине, - было одним из самых больших желаний общественности. Тогда, три года назад, Петербург был возмущен трагическим событием, произошедшем в Невском районе. Обстоятельства и подробности практически сразу же были озвучены многочисленными очевидцами ДТП. В частности, свидетель аварии Роман Лутошкин рассказал тогда «Фонтанке», как именно все происходило. На участке дороги, где произошла авария, три полосы в одну сторону и три – в другую, между ними – трамвайные пути, на высоте поребрика.
24-летний Евгений Григоровский следовал на автомобиле “Opel Calibra” по средней полосе за маршруткой. Планируя обогнать ее слева, он начал маневр. В этот момент впереди возникла машина ДПС «Ford Focus», ехавшая по встречной полосе. Уходя от столкновения, Евгений резко вывернул руль вправо. Машина врезалась в фонарный столб, водитель погиб на месте. Все свидетели дорожной аварии в один голос утверждали, что своими действиями Евгений спас жизни пассажирам машины ДПС, уйдя от лобового столкновения. Очевидец произошедшего Роман ехал чуть спереди, а когда произошло столкновение, развернулся и направился к месту аварии. Маршрутка, которую обогнал Евгений, также остановилась - ее пассажиры и вызвали скорую. При этом машина ДПС как ни в чем ни бывало продолжила движение по «встречке».
По факту гибели человека было возбуждено уголовное дело. Однако его расследование (своей медлительностью) никак не могло удовлетворить очевидцев, которые были уверены, что найти виновников очень просто. Тем более, они подробно описывали машину и называли ее номер. Но в правоохранительных органах уверяли, что не могут установить личности сотрудников ГИБДД. Такое поведение заставило думать, что дело стараются «замотать». Участники петербургских автомобильных клубов даже объединились по этому поводу и назвали свое движение «Черные флаги». Они были готовы выйти на улицы в знак протеста, отпечатав «большие плакаты с синим номером «о0358 78 rus».
«Подписать внизу "Спецбатальон - убийцы"; наклеить их на машины, столбы возле мест работы, затем собраться на Невском проспекте колонной и проехать по центральной улице города», - эти планы, озвученные на форумах, в полном объеме реализовать не удалось, однако протесты прокатились по всей России. Сами же «Черные флаги» активно просуществовали не больше года. Затем все стихло. Уже даже начало казаться, что никто так и не ответит за смерть парня, чья вина заключается в том, что он не успел уступить дорогу гаишному «Форду».
Но эти опасения опровергло появившееся на сайте городской прокуратуры сообщение о направлении уголовного дела в суд. Наконец, стали известны имена сотрудников, находившихся в салоне той машины. Это 31-летний капитан милиции Александр Павлов и 38-летний Андрей Станкевич - инспекторы службы роты специализированного батальона ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Им предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека и злоупотреблении должностными полномочиями.
Версия официального обвинения практически дублирует слова очевидцев. «Павлов, управляя служебным автомобилем «Форд Фокус», вместе со Станкевичем ехал к месту несения службы в аэропорт «Пулково 1». В отсутствие законных оснований (выполнения неотложного служебного задания) и, не убедившись, что включенный с проблесковыми маячками специальный сигнал заблаговременно оповестит о его приближении других водителей, Павлов выехал на полосу встречного движения на Дальневосточном проспекте», - говорится в сообщении прокуратуры.
Даже сухой язык юридического текста с описанием того ДТП вызывает достаточно сильные чувства у читателя. «Сотрудник милиции продолжал двигаться по встречной полосе, не обладая приоритетом перед другими участниками дорожного движения, в сторону улицы Коллонтай. Таким образом, Павлов нарушил правила дорожного движения, что привело к трагедии: погиб водитель автомобиля «Опель-Калибра» Евгений Григоровский. Он ехал сзади автомобиля «Газель», который успел уступить дорогу «Форду Фокусу» и из-за которого погибший не мог во время увидеть автомобиль сотрудников милиции. Пытаясь уйти от лобового столкновения с машиной ДПС и сохранив им жизни, Григоровский применил экстренное торможение и врезался в опору электроосвещения у дома №8 по Дальневосточному проспекту. Смерть Евгения наступила на месте ДТП».
Отдельной строкой указано и то, что Павлов со Станкевичем с места ДТП скрылись, не оказали Евгению медицинской доврачебной помощи, не вызвали скорую помощь и не сообщили о случившейся трагедии в милицию. Уголовное дело уже направлено в Невский районный суд для рассмотрения по существу. Санкции вменяемых инспекторам статей предусматривают наказание в виде лишения свободы до 5 лет (в части нарушения ПДД ) и до 4 лет (в части злоупотребления).
PS: Как сообщили «Фонтанке» в 5 отделе Управления Госавтоинспекции по Петербургу и Ленобласти, в настоящее время Андрей Станкевич находится на заслуженном отдыхе (сотрудники милиции могут выйти на пенсию, отработав 20 лет). Александр Павлов полгода назад написал заявление и ушел в отпуск по уходу за ребенком.
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: