Темпы подготовки проектно-сметной документации по реставрации «Ораниебаума» неоправданно низки. Медленно идут работы по прокладке инженерных коммуникаций, крыша Китайского дворца, обошедшаяся городской казне в 7 млн, и вовсе потекла. А реставраторы просят добавить им денег, - ведь дворцово-парковый ансамбль должен с помпой отметить в 2011 году 300-летие.
Губернатор Петербурга недовольна темпами подготовки проектно-сметной документации по реставрации «Ораниебаума». Медленно идут работы по прокладке внутренних инженерных коммуникаций, крыша Китайского дворца, обошедшаяся городской казне в 7 миллионов, и вовсе потекла. А реставраторы просят добавить им денег. Таковы итоги визита Матвиенко в дворцово-парковый ансамбль, готовящийся с помпой отметить в 2011 году 300-летие.
Начало визита высокой комиссии в Ораниенбаум явно не предвещало жесткого разноса проектировщикам и подрядчикам. Градоначальница, (за полчаса до приезда которой рабочие, мало похожие на представителей титульной национальности, экстренно навели последний лоск и «вылизали» территорию от мусора до блеска, а потом как по мановению волшебной палочки исчезли) находилась в хорошем расположении духа и даже вспомнила свои первые посещения комплекса, когда там, по ее словам, царила разруха, а «зрелище было просто ужасным».
Удовлетворенно осмотрев общие планы Меншиковского дворца, Матвиенко перешла к самой животрепещущей проблеме года — к кровлям. Услышав, что все крыши подрядчики должны полностью сдать в едином цвете и едином стиле уже через неделю к 24 августа, но работы еще ведутся полным ходом, глава Петербурга слегка нахмурилась.
«Чего резину тянете? Что мешало сделать все вовремя?» - поинтересовалась Матвиенко, заодно мимоходом спросив, кто ответственен за эти работы. Когда выяснилось, что в работах на объекте принимает участие компания «Интарсия», в воздухе ощутимо запахло грозой. Напомним, эта компания подверглась суровой критике губернатора еще во время прошлого объезда.
Собравшиеся попытались остановить надвигающуюся бурю. «Мы почти заканчиваем»,- поспешно заверил первое лицо города представитель «провинившегося» подрядчика. Но его усилия пропали даром. Губернатор призвала участников встречи брать пример с президента страны и говорить о проблемах, а не об успехах.
Проблемы всплыли в прямом смысле этого слова. Объем работ по водоотведению, как сообщил представитель подрядчик ООО «Деметра», может оказаться больше изначально запланировано. Так в 2010 году водоотведение было сделано для двух флигелей дворца, но неожиданно выяснилось, что, к примеру, Китайский дворец, который входит в комплекс, «стоит практически в луже», но вина в этом главного создателя комплекса - архитектора, построившего его почти без подвалов. От проблем малой воды плавно перешли к воде большой. Гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, стоявшая рядом с Матвиенко и любующаяся перспективой со стен террасы, мечтательно обронила, что для ансамбля мирового уровня, коим является Ораниенбаум, было бы желательно вернуть ему такую важную деталь, как Меншиков канал.
На что глава региона тут же оперативно отреагировала и поручила блоку вице-губернатора Игоря Метельского проработать возможность «зарезервировать эти земли, чтобы потом решить вопрос». Но красивые мечты разбились о низменную реальность - в ответ чиновник напомнил о том, что большое количество земель вдоль канала находится в ведении у военных, и «хотя это и было бы эстетично, но на деле выполнить очень сложно».
Во внутренних залах Матвиенко ждал другой крайне неприятный сюрприз- сметно-проектная документация (коей по всему Ораниенбауму насчитывается около 200 тысяч томов, и только по дворцу - около 200) еще не до конца готова. По словам директора НИИ «Спецпроектреставрация» Владимира Фомина, для того, чтоб выполнить весь комплекс необходимых работ, учреждению необходимым еще год. Градоначальница начала возмущаться медлительностью реставраторов, но как тут же заверили ее профильные чиновники, основной объем документов уже находится в Главгосэкспертизе, и буквально в сентябре вернется после согласования.
На втором этаже выяснилось, что проблемы по срокам имеются не только по кровлям и проектной документации, но и по подготовке инженерных коммуникаций внутренних помещений, которые, в свою очередь, оказались подвешенными из-за документации. И уже тут эмоции захлестнули.
«Вы мне все один за другим говорите уже 5 лет: практически заканчиваем, почти завершаем, почти готово. Военные съехали еще год назад, что мешало за это время сделать документацию, что мешало выбрать проектировщика по коммуникациям? Что вы все такие резинщики? Да за 9 месяцев ребенка родить можно, а вы все ищите формальные причины, чтобы объяснить, почему вы ничего не делаете. Документы еще в прошлом году готовы должны были быть. Вам же уже было выделено 2,5 млрд рублей», - гремела Матвиенко.
«Да и этого мало», - попытался отшутиться генеральный директор ФГУ «СЗД» Валерий Гутовский.
«Да знаю я вашу логику! Дайте денег, а про работу не спрашивайте», - продолжала негодовать первая леди Петербурга.
До белого же каления градоначальницу довело посещение Китайского дворца, в ходе которого обнаружилось, что кровля, на реставрацию которой бюджет выделил 7 млн рублей, потекла.
«Что, опять «Интарсия?» - понимающе вопрошали друг у друга чиновники, в то время как она требовала немедленно найти этих «великих людей» - проектировщиков, которые, как выяснилось, к месту осмотра добирались пешком: места в автобусе всем не хватило. «Нет, помилуйте, это до них - до «Интарсии» еще дело было»,- успокаивали другие, однако вспомнить, кто же реставрировал потекшую крышу, никто почему-то не смог.
Матвиенко же тем временем пообещала всем найти виновного прямо здесь и сейчас, и даже тут же призвала организовать спецкомиссию, которая «вернет со всех деньги в бюджет».
«Это важно как прецедент, надо, чтобы все понимали свою ответственность - проектировщики спроектировали, подрядчики выполнили, КГИОП согласовал, а вот акт приемки не подписал, но 7 млн рублей израсходовали. Это ошибка и ее надо признать, я хочу получить акт комиссии - все должны понимать, что если ставишь подпись, то отвечай за результат», - гремела она, требуя прекратить эксперименты за счет бюджета. Ведь, как выяснилось, крышу сделали из экспериментального материала - пурала, литой стали, покрытой полимером. По одной из версий проектировщиков, озвученной тут же, материал не выдержал отнюдь не снега, а физических нагрузок: он не был предназначен для хождения по нему.
В «Интарсии» категорически отмежевались от своей причастности к работам по восстановлению Китайского дворца. «Мы работали только на центральном павильоне Большого Меншиковского, - сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе компании. - И по контракту должны завершить объект 24 августа этого года».
Впрочем, когда Матвиенко зашла в залы Китайского дворца, выяснилось, что и там практически ничего не сделано, за исключением разве что вскрытого пола - согласование проектов реставрации в КГИОПе проходило слишком долго. Это уже окончательно добило губернатора, которая перешла к разносу все и вся уже по полной. Но больше всего досталось НИИ «Спецпроектреставрация», послужившей громоотводом для всех бед. «Да у вас 5 лет все стоит, вы ничего не делаете и не выполняете в срок, но при этом у вас все в шоколаде. Просто поразительно. А психологию вашего учреждения я давно знаю, и ничего, кроме отрицательных эмоций, она не вызывает», - выговаривала градоначальница.
Визит неожиданно завершился на мажорной ноте. Комментируя итоги своего объезда прессе, губернатор сообщила, что она намерена попросить у федерального центра дополнительное финансирование — 700 миллионов рублей в этом году, и еще 800 миллионов — в следующем.
«Деньги нам необходимы как воздух, - пояснил позднее корреспонденту «Фонтанки» замгенерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Владимир Фомин. - Мы уже 8 месяцев работаем на чистом энтузиазме, и точно в таком же положении находятся многие наши подрядчики». По его словам, причина медленной подготовки документации связана именно с нерегулярным финансированием. «Из-за того, что деньги поступают спорадически, мы все делаем кусками. Если бы финансовый поток был равномерным, или нам дали хотя бы еще год, можно было бы полностью завершить работу по всему комплексу — это был бы единственный дворцово-парковый ансамбль в России, по которому сделали бы всю проектную документацию, - мечтательно заметил он. - Но если не гнаться за идеалом, то работы по подготовке комплекса Большого Меншиковского дворца практически завершены». Через месяц, как обещают реставраторы, уже состоится открытие первого этажа Катальной горки — в здании расположится картинная галерея.
С Китайским дворцом ситуация сложнее. Здесь отреставрированы террасы, восстановлена система воздуховодов, проводятся работы по водоотведению — задача усложняется тем, что дворец расположен в низине. Злополучная кровля, как объясняет Фомин, была отреставрирована еще в 2005 году — на деньги некоего английского фонда. «Мы поставили материал, который нам рекомендовали англичане — они заверяли, что он служит около 50 лет», - рассказал он. Протечки, по мнению гендиректора «Спецпроектреставрации», могли появиться по двум причинам. «Во-первых, кровлю пришлось крыть с нарушением технологий - в декабре, в тридцатиградусные морозы, поскольку раньше на эти работы не выделяли денег, а, во-вторых, материал явно не рассчитан на то, что по нему будут бить ломом», - замечает он. Имени компании-подрядчика Фомин не помнит, но, по его данным, эта компания прекратила свое существование то ли в 2006-м, то ли в 2007-м году.