Петербургские кинологи и чиновники снова возвращаются к проблеме правильного содержания и выгула собак. В центре особого внимания - бойцовские и сторожевые породы. Поводом послужил недавний инцидент с участием «нашиста» Виталия Трофимова и нерадивого собачника, позволившего двум здоровенным ротвейлерам вольготно разгуливать по многолюдным дворам. Какие законы следует принять, чтобы повысить ответственность хозяев собак перед горожанами, да и перед собственными питомцами, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Разгоревшийся в Петербурге скандал, послуживший тревожным звонком для законодателей в сфере собаководства, далеко не первый случай подобных конфликтов. Однако в этот раз разбирательства закончились ранением хозяина двух собак, регулярно гуляющих без поводка и намордника. И отчасти происшедшее случилось по вине бездействия сотрудников правоохранительных органов, считают эксперты. По словам секретаря общественной палаты города Анатолия Пинегина, «ставший стрелком» Трофимов не раз обращался в соответствующие органы, возмущенный действиями собачника. Недовольному посоветовали запечатлеть происходящее, дабы иметь доказательства, что и сделал Виталий. Видимо, хозяин собак не изъявил желания становиться звездой фотосессии, которая бы наглядно показывала его неправоту в выгуле животных, и он попытался отнять камеру. При этом он попытался натравить на фотографа ротвейлеров, которые, впрочем, команды не услышали. Виталий Трофимов выстрелил в нападавшего, заявляя потом, что использовал оружие в качестве самообороны.
Обоснованность применения оружия в этом случае должны определять правоохранительные органы, которые сейчас занимаются произошедшим. Кстати, в действиях хозяина собак есть признаки состава еще одного преступления - он обыскивал Трофимова, надеясь отобрать фотоаппарат. Сам же столь активный «нашист» уже предложил депутатам проект по лицензированию содержания собак агрессивных пород. По его мнению, ни хозяин собак, ни его жена не делали ничего, чтобы пойти навстречу жильцам дома, боявшимся злобных животных. Хозяин на просьбы сдерживать их отвечал хамством, держа в страхе весь подъезд.
Однако специалисты уверены — стрельба ради решения подобных вопросов в городе ни к чему. Начальник отдела по связям с общественностью Управления ветеринарии Евгений Карпов напомнил некоторые уже существующие нормы в законодательной базе, касающейся содержания собак. Например, нельзя выгуливать собак выше сорока сантиметров в холке без поводка и намордника, не допускается выгул животных хозяином в нетрезвом состоянии и уж точно нельзя гулять с своими любимцами на детских площадках, около учебных и лечебных заведений, в культурных очагах, в местах массового скопления людей. Эксперт утверждает, что в городе для этих целей предусмотрены специальные площадки и пустыри. И, тем не менее, несмотря на существование правил, прописанных и имеющих юридическую силу, запреты не действуют.
Санкции за неправильный выгул собак наступают крайне редко, нападения на людей не подлежат наказаниям, а школьные стадионы и кладбища города превращаются в отхожие места. По мнениям специалистов, произвол в сфере собаководства царит потому, что абсолютно ни в одном документе не прописан правовой статус домашнего животного, его гуманитарное право. Сейчас животное — имущество, объект, на который нельзя посягать. Имуществом, как известно, можно пользоваться по собственному усмотрению. Поэтому, когда злая собака нападает на ребенка и снимает с него скальп (такой случай был в Петербурге), хозяин просто бросает ее, не признавая принадлежности, а там уже хоть трава не расти. Привлечь такого человека к ответственности невозможно, поскольку его просто не найти: собака-то не чипирована.
А вот другой пример — на людной улице среди бела дня узбек режет щенка. И, опять же, остается безнаказанным — собака вещь, вмешательство бесполезно. Вердикт специалистов однозначен: чтобы обезопасить себя, нужно сначала защитить животное от человека. «Мы не очень четко определили место животного и взаимоотношение с ним. Но помимо закона, это должно закладываться на уровне культуры и идеологии. Сейчас у нас собака заводится для престижа, для подтверждения своего статуса. За границей животное — действительно друг, там обдумывают приобретение собаки очень тщательно. Более того, собаки бойцовских и охранных пород заводятся только в крайнем случае, при особой необходимости, а будущие хозяева обязаны подтвердить свою способность содержать и правильно обращаться с подобными породами», - рассказывает член комиссии по вопросам законности и правопорядка Законодательного собрания Петербурга Игорь Риммер.
Он считает, что наша страна также должна обратиться к опыту Запада. «Нужно пробежаться по всей цепочке содержания собаки около человека. В первую очередь взять под контроль частных заводчиков и клубы — многие из них продают щенков уже с дефектами в психике и физическом здоровье. Такое бы вообще не прошло, допустим, в Германии. Там собаки строго отбраковываются, просто не поступают в продажу и их, кстати говоря, везут к нам же и продают по дешевке. Далее обязательно регистрировать собаку и чипировать на случай потери или добровольного отказа хозяина от животного. Также следует регистрировать собак, которых устраивают на автостоянки и строящиеся объекты. А то как обычно бывает? Строители заводят собаку, потом работы заканчиваются, въезжает хозяин жилья, ему, конечно, пес не нужен, собака оказывается на улице. Одним словом, животное, условия его проживания и безопасность, должны быть защищены законом Петербурга», - заявил Риммер.
Депутат также рассказал, какие условия ожидают тех, кто изъявил желание завести потенциально опасную собаку, если новые инициативы «пройдут»: «Бойцовская собака — тоже оружие. Должно быть так - чтобы ее разводить, нужно предоставлять справку от нарколога, из милиции, справку о том, что будущий хозяин прошел некий тренинг и имеет начальное представление о породе. К тому же, нужно вводить уголовную ответственность в случае нападения таких собак на людей. А то у нас ничего не боятся, знают — максимум, что им грозит — какой-то копеечный штраф. И еще — правильно будет ввести страховку на определенную сумму, которую хозяин собаки обязан будет выплатить пострадавшему».
Игорь Риммер также подчеркнул, что не раз обращался к муниципалам с призывами не бояться штрафовать нерадивых собачников. Им совершенно не зазорно зарабатывать на этом деньги, чтобы потом пускать их в ту же отрасль, например, на строительство питомников для бездомных животных, которых катастрофически не хватает в городе. Обращения шли и к жителям города — они имеют право заявлять в органы местного самоуправления, в участки милиции, если в их дворе имеет место неправильный выгул собак, а тем более, откровенная травля. Пока что все эти призывы не возымели эффекта. Почему? Ответ нашла руководитель центра помощи бездомным животным «Потеряшка» Марина Пушенко.
«Любой из вас может провести эксперимент. Позвоните в милицию и сообщите, что рядом с вами стоит, к примеру, кавказская овчарка без ошейника и поводка и может напасть. В лучшем случае, они предложат приехать в отделение и написать заявление, а в худшем просто откажутся разговаривать. И спрашивать с них по всей строгости закона не приходится, потому что в нем нет четкого адресата, нет исполнительных нормативов по защите человека и животного. А что касается телефонов муниципальных учреждений, которые, по идее, должны прийти на помощь, то вряд ли кто-то их помнит так просто, навскидку», - уверяет Пушенко.
Для решения проблемы Марина Пушенко предложила пустить по городу хотя бы три машины «зоополиции», которая бы вмешивались в кризисных ситуациях, защищая и животных в случаях жестокого обращения, и людей.
Есть идеи и о возможности введения налога на животное, коль скоро оно расценивается как имущество. Но существует несколько веских аргументов против этого. Во-первых, не все могут платить за животное, а отказаться от него не в силах. К ним относятся престарелые люди, для которых собака или кошка — единственная отдушина в жизни. Во-вторых, взбунтуются обладатели трех и более животных. Так или иначе, эти вопросы, меры по содержанию домашних питомцев и пункты нового законопроекта по данной теме будут обсуждаться на специальном совещании во вторник. В нем примут участие вице-губернатор Петербурга Людмила Косткина и начальник управления ветеринарии Юрий Андреев. Более того, эксперты утверждают, что вопрос активно обсуждается на столь высоком уровне с подачи губернатора Валентины Матвиенко, которая сама является владельцем лабрадора.
Ксения Щербакова